Виды игрушек, дидактические игрушки

Игрушка: её виды, воспитательно-образовательная ценность

Виды игрушек, дидактические игрушки

Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. В большинстве своем игры связаны с использованием различных видов игрушек. Однако помимо участия в игре, игрушки имеют большое значение в воспитании и обучении детей. Игрушка для ребенка – это спутник по жизни, источник радости, спокойствия и уверенности.

Игрушка важна для формирования и развития личности ребенка, его мимики, модели поведения и т.д. Именно поэтому большое количество ученых психологов и педагогов занимались и занимаются изучением влияния игрушки на психику ребенка.

Определение 1

Игрушка – специально созданный для игры предмет.

В игрушке в обобщенном виде представлены наиболее типичные свойства некоторых предметов, что обеспечивает возможность выполнения с ней игровых действий, соответствующих реалистичным.

Современные игрушки весьма разнообразны по форме, цвету, материалу изготовления, предназначению и т.д. Однако, несмотря на все эти различия, в игрушке, в первую очередь, отображаются реальные предметы и вещи, с которыми ребенок может совершать игровые действия.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Игрушка направлена на то, чтобы оказывать ребенку помощь в изучении окружающей действительности, развивать его во всех направлениях, забавлять и развлекать.

Довольно часто дети привязываются к игрушке. Особенно это свойственно детям, которые имеют различного рода отклонения в психике. Игрушка дает им не только радость, но и уверенность в том, что все будет хорошо, дарит покой и положительные эмоции.

Замечание 1

Таким образом, воздействие игрушки на ребенка разностороннее и от правильности ее выбора зависит дальнейшее формирование его психики и личностное развитие.

Виды игрушек

Игрушки подразделяются на виды, в зависимости от:

  1. Соотношения с видами игр:

    • сюжетно-образные игрушки: куклы, фигурки животных, театральные и т.д.;
    • дидактические игрушки: дидактические наборы и игры, музыкальные игрушки, игры-головоломки и т.д.
  2. Степени готовности игрушки:

    • готовые игрушки: цельная игрушка, готовая к игре без дополнительных действий с ней;
    • сборно-разборные игрушки, которые состоят из различных трансформирующихся деталей и частей;
    • полуфабрикаты и заготовки для самостоятельного изготовления игрушки;
    • наборы для создания игрушки (например, конструкторы).
  3. Вида сырья изготовления: деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и т.д.

  4. Величины: крупногабаритные, средние, мелкие.

  5. Функциональных свойств: электронные, механические, магнитные и т.д.

  6. Художественно-образного решения: условные, конструктивные и реалистические игрушки.

Замечание 2

Дополнительно к игрушкам в ДОО создаются необходимые условия для игры с ними. С этой целью педагоги наполняют пространство группы игровым оборудованием: кукольные домики, макеты автомобилей и т.д.

Непосредственно в ДОО игрушка должна быть представлена во всем ее многообразии. Это необходимо для того, чтобы обеспечить каждому воспитаннику возможность в удовлетворении собственных игровых потребностей.

Игрушки следует отбирать в соответствии с возрастом детей, их психологическими и физическими особенностями в развитии.

Только в этом случае игрушка будет действительно эффективна в воспитательно-образовательном процессе.

Воспитательно-образовательная ценность игрушки

Воспитательно-образовательная ценность игрушки заключается в том, что она обладает достаточно большим потенциалом в формировании личности ребенка. Каждый вид игрушки, направлен на развитие у ребенка определенных качеств, умений и навыков:

  1. Эстетическому и нравственному развитию личности ребенка способствуют традиционные народные игрушки. Они формируют у ребенка представления о прекрасном, любовь к искусству, уважение к собственному народу и его истории. В процессе игры ребенок развивается, познает окружающий мир, подражая действиям, усваивает общественный опыт.
  2. Умственному развитию и воспитанию детей способствует игра в дидактические (учебные) игрушки. Играя в дидактические игрушки, ребенок усваивает цвета, размер, форму, размер, число и т.д.
  3. Сенсорному развитию ребенка способствуют такие игрушки как башенки, конусы, мозаики, цветные мисочки и т.п.
  4. Умение анализировать, обобщать и классифицировать учат игрушки-конструкторы и игры со строительным материалом (кубики, геометрические тела и т.д.).
  5. Развитию воображения, речи, расширению словарного запаса учат образные игрушки.
  6. Конструктивные способности и формирование технических навыков создается посредством игры в технические игры.

Замечание 3

Таким образом, игрушка помогает ребенку развиваться, усваивать различные действия через игровую обстановку, формирует правильную модель поведения в обществе, способствует развитию коммуникации и установлению эффективного межличностного взаимодействия.

Для того, чтобы игрушка была действительно развивающей, оказывала воспитательное воздействие на ребенка, необходимо ответственно подходить к ее выбору.

В первую очередь игрушка должна соответствовать возрасту ребенку, то есть удовлетворять его потребности в игре и познании. Игрушка должна стимулировать ребенка на игру, побуждать на выполнение игровых действий.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста большое значение имеют игрушки, которые изображают людей (куклы), животных, птиц, рыб, предметы быта и техники и т.д. Такого плана игрушки побуждают детей на игру, учат создавать различные сюжетные ситуации, примерять игровой образ, проигрывать действия, реализовывать собственный замысел и т.д.

Для детей старшего дошкольного возраста большую значимость приобретают игрушки, которые способны удовлетворить их потребность в знаниях, расширить представление об окружающем мире и т.д. Это дидактические игры, разнообразные конструкторы, технические игрушки, наборы исследователей и т.д.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/igrushka_ee_vidy_vospitatelno-obrazovatelnaya_cennost/

Дидактические игрушки: их место и роль в воспитании ребёнка

Виды игрушек, дидактические игрушки

Что в теории дошкольной педагогики выделяют четыре основных вида игрушек: сюжетно-образные, дидактические, моторно-спортивные, игрушки-забавы. Деление это весьма условно, т.к. одни и те же игрушки можно отнести к разным видам в зависимости от признака. Так, всем известная игрушка матрёшка может быть как образной (отражает образ человека), так и дидактической (служит обучающим целям).

Согласно педагогической классификации игрушек, построенной на принципе их соотносимости с различными видами игр, дидактические (дидактика — от греч. didaktikos — поучающий, относящийся к обучению) игрушки — это особая категория игрушек, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи. Основной формой их использования является дидактическая игра.

Дидактические игрушки занимают особое место в жизни ребёнка, поскольку являются его первым обучающим материалом

Как и сегодня, собственно дидактическая игрушка погремушка была первой игрушкой ребёнка ещё в глубокой древности. Её изобретение приписывается Архиту Тарентскому — греческому философу, математику и полководцу (400—365 гг. до н.э.).

Самые древние погремушки, найденные при раскопках, насчитывают три тысячелетия. Уже в Древнем Египте, согласно обычаю, погремушки наряду с другими игрушками (свистульки, маленькие сосуды с фигурками внутри и др.) клались рядом с умершими детьми.

Древние американские племена создали разнообразные и очень декоративные формы этой игрушки, которые неоднократно находили в детских захоронениях. В Древней Греции и Риме погремушка была постоянным предметом в обиходе. Её дарили новорождённому, матери и кормилицы напевали колыбельные песни, постукивая ими.

Имели они и другое назначение. От первобытных времён сохранилось поверье, что погремушки своим шумом отгоняют злых духов и тем самым оберегают ребёнка. Много различных видов погремушек было найдено при раскопках погребённого под лавой древнеримского города Помпеи.

Эпоха Возрождения и расцвет ювелирного искусства придали этим игрушкам высокохудожественные формы.

При раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья археологами были обнаружены глиняные погремушки (русские побрякушки, тарахтушки), относящиеся к VI—VIII вв. н.э. Уже в X—XIII вв. при раскопках древних русских (Рязань, Тверь, Москва и др.

) и белорусских (Гродно, Могилёв) городов наряду с другими глиняными игрушками были найдены погремушки, которые изготавливали в гончарных мастерских. Мастера, помимо основного своего занятия — изготовления посуды, находили время и возможность делать игрушки. В летописях, относящихся к XII в.

, содержится первое упоминание об игрушечном промысле в Новгороде. Расцвет же этих промыслов относится к XVI—XVII вв. В этот период получили развитие народная деревянная и гончарная игрушки.

В них ярко проявилась народная мудрость, забота о том, чтобы порадовать, повеселить ребёнка и в то же время чему-нибудь его научить, развить. Очевидно, что материнская любовь всегда стремилась найти, чем порадовать дитя.

Развивающий, воспитательный, обучающий потенциал дидактической игрушки издавна привлекал внимание и высоко оценивался учёными. Многие научные и практические работники по дошкольному образованию (Ф.Н. Блехер, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, Е.А. Флёрина, Е.И. Тихеева и др.

) внесли огромный вклад в разработку теории дидактических игр.

Дошкольная педагогика располагает огромным багажом дидактических игр и материалов, специально созданных для познавательного развития детей дошкольного возраста, разработаны целые системы, которые модифицируются и используются для развития современных детей.

В дидактической системе средств, связанных с обучением ребёнка, игрушка занимает почётное место. Её предметное содержание понятно, близко и знакомо маленькому ребёнку.

Особенно ценно то, что в жизненном предметном содержании дидактической игрушки ясно и отчётливо выведен познавательный элемент, который вместе с тем забавляет и радует ребёнка.

Этим она отличается от пособия, в котором познавательное содержание составляет основу и не допускает забавы, игры.

В общей классификации игрушек дидактические  — одна из самых многочисленных групп. Разнообразие игрушек данного вида, их воспитательно-образовательное значение, огромное влияние, которое они оказывают на развитие ребёнка, позволяют выделить его шесть основных категорий:

— собственно-дидактические (автодидактические) игрушки;

— дидактические игры (игровые наборы с правилами);

— компьютерные игры;

— развивающие игры и головоломки;

— конструкторы и строительные наборы;

— музыкальные игрушки.

По степени проявления ребёнком самостоятельности при их использовании (А.Н. Давидчук) дидактические игрушки можно объединить в две группы:

— конструкторы и строительные наборы, сборно-разборные сюжетно-дидактические игрушки;

— собственно-дидактические игрушки; дидактические игры (игровые наборы с правилами); компьютерные игры; развивающие игры и головоломки; музыкальные игрушки.

Дидактические игрушки первой группы открывают детям максимум возможностей для самостоятельной активной деятельности, которая носит инициативный, творческий характер.

Они позволяют им свободно экспериментировать и добиваться результатов. При этом ребёнок свободен в выборе способов преобразования и получает удовлетворение от любого результата.

Его свобода ограничивается лишь возрастными возможностями, а также опытом.

Дидактические игрушки второй группы рассматриваются как специально созданные для развития у детей определённых способностей и умений.

В них заранее заложен результат, который ребёнок должен получить при овладении определённым способом действий.

Свобода деятельности с этими игрушками ограничена заложенными в них конкретными способами действий, которыми ребёнок должен овладеть самостоятельно или при помощи взрослого.

Дидактические игрушки вызывают огромный интерес у детей, так как позволяют им активно действовать и получать разнообразные результаты.

Заложенный в них общий принцип деятельности открывает широкие возможности для решения важнейших дидактических задач: развитие сенсорики и мелкой моторики, умения действовать с предметами; знакомство со свойствами и назначением предметов; обогащение и уточнение знаний и представлений об окружающем мире, о количественных и пространственных отношениях в нём; развитие психических процессов (память, внимание, мышление и др.) и мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация и др.); развитие речи и умения применять чёткую и точную терминологию и т.д.

Однако было бы неправильно сводить значение дидактических игрушек только к решению обучающих задач, поскольку образовательный элемент в них гармонично сочетается с занимательностью, эмоциональностью, а игровой замысел — с непринуждённостью выполнения.

Дидактические игрушки способствуют нравственному воспитанию детей. Так, настольно-печатная игра «Хорошо и плохо» помогает детям разбираться в хороших и плохих поступках; в игре «Чем можем — поможем» показано, как дети могут помогать в труде взрослым и т.п.

Значительная часть игровых наборов с правилами рассчитана на коллективное использование, выполнение условий, требующих от детей определённых волевых усилий, умения согласовывать свои действия и интересы с действиями и интересами других участников игры (например, дожидаться своего хода, честно выполнять установленные запрещающие и разрешающие моменты правил).

Индивидуальные игры с дидактическими игрушками способствуют воспитанию таких положительных черт личности ребёнка, как настойчивость, терпение, выдержка, воля.

В ряде игр от них требуется проявить своё отношение к прекрасному. Так, в играх с мозаикой перед ребёнком ставится задача — выложить красивый узор. Это даёт ему возможность упражняться в подборе форм, ритмичном сочетании цветов, составлении декоративных узоров и т.д.

Большое эстетическое воздействие на детей оказывают и народные дидактические игрушки: они отличаются эмоциональностью, простотой, лаконичностью форм, ярким жизнерадостным цветом, гармоничным сочетанием форм и цвета в общей композиции.

Такие игрушки способствуют формированию эстетической отзывчивости как при восприятии игрушки, так и в процессе игры с нею. Чувство прекрасного и восприимчивость раньше всего, пожалуй, пробуждаются у ребёнка именно благодаря игрушке.

В целях эффективного использования дидактических игрушек в обучающих целях необходим их правильный подбор в соответствии с основными принципами:

Учёт возрастных психологических особенностей детей

Ориентация педагога на этот принцип позволит отобрать именно те дидактические игрушки, которые будут наиболее эффективно использоваться для решения обучающих задач с детьми конкретного возраста.

Исследования показывают, что дети разного возраста по-разному реагируют на цвет, форму, величину и динамические свойства игрушек. Так, в раннем возрасте они отличаются повышенной эмоциональной восприимчивостью, неустойчивостью внимания и некритичностью мышления.

В повседневной жизни цвет предметов не имеет для них особого значения, однако они прекрасно воспринимают многие цвета и особым образом реагируют на всё яркое, по выражению К.Д. Ушинского «мыслят звуками, красками».

Для детей раннего возраста нужны простые по содержанию, форме и конструкции игрушки, окрашенные как в основные цвета спектра, так и другие, в т.ч. нереалистичные. По размеру дидактические игрушки могут быть мелкие и средних размеров.

Подбирая же их для старших дошкольников, следует обратить внимание на разнообразие оттенков окраски, наличие смешанных цветов, детализированной росписи и орнаментального оформления. Детям этого возраста понадобятся игрушки более сложной конструкции и содержания, разного размера.

Наиболее ценными являются дидактические игрушки, которые не только отвечают общим психолого-педагогическим требованиям, предъявляемым ко всем видам игрушек, но и обладают некоторыми качествами, в большей степени им присущими:

— дидактическими свойствами (несут в себе способы обучения ребёнка различным действиям, умениям и навыкам);

— возможностью удовлетворить стремление детей к активной деятельности, что достигается за счёт динамичности игрушки (возможность разобрать и собрать разборные игрушки, разрезные картинки, мозаику и т.п.);

— способностью вызывать интерес и возбуждать любознательность ребёнка;

— возможностью самоконтроля — ценным качеством, которое позволяет детям действовать с игрушкой самостоятельно (самому проверить правильность своих действий и исправить ошибки);

— открытостью для разнообразных действий (допускаются усложнения или упрощения поставленных задач, вариативность, новые комбинации);

— художественностью, которая достигается пропорциональностью и правильностью форм, цветовой насыщенностью, неразрывной связью формы и цвета.

Использование обучающих игрушек в дидактических играх принесёт наибольшую пользу при условии соблюдения важнейших принципов обучения: научности, доступности, систематичности, постепенности, последовательности.

Уже само название принципов является лаконичной характеристикой их сути.

Их соблюдение предоставит педагогу возможность в играх с дидактической игрушкой направлять действия ребёнка соответственно поставленным задачам.

Многообразие дидактических игрушек, их огромная значимость в развитии ребёнка позволяют помимо игровой деятельности широко и разнообразно применять их и в других направлениях педагогического процесса: как своеобразный метод или приём обучения на занятиях; как средство для закрепления полученных знаний, повторения, упражнения; как произведение декоративно-прикладного искусства для знакомства детей с народным искусством, его видами; как эталон для развития творчества и творческой активности на занятиях по рисованию и лепке; как декоративный элемент в интерьере дошкольного учреждения и т.д.

Н. Жолнерович

Источник: https://vscolu.ru/didakticheskie-igry/didakticheskie-igrushki-eyo-mesto-i-rol-v-vospitanii-rebyonka.html

Педагогическая классификация детских игрушек

Виды игрушек, дидактические игрушки

I. Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.

1. Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:

а) куклы; б) фигурки людей; в) фигурки животных; г) предметы игрового обихода; д) театральные; е) празднично-карнавалные; ж) технические.

2. Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:

а) собственно дидактические — основаны на принципе самоконтроля; б) дидактические игры (наборы) с правилами — предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и прочие); в) конструкторы и строительные наборы; г) игры-головоломки; д) музыкальные игрушки.

3. Спортивные игрушки.

4. Игрушки — забавы.

Игру́шка

Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Игрушка помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций.

Игрушка широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества . Типы, характер, содержание и оформление игрушки определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов.

Как произведения декоративно-прикладного искусства игрушки, особенно национально-традиционные, используются в качестве декоративных элементов в современном интерьере. и формы игрушки находятся в непосредственной связи с социальным строем общества, с уровнем его культуры.

Игрушки позволяют также более естественно организовать общение ребёнка с родителями, что является в современном мире весьма актуальной проблемой.

Существует множество параметров, по которым можно систематизировать сведения о всём многообразии известных на сегодня игрушек 

По возрастному назначению

  • от 1 от 3 лет (в этот период начинается разделение игрушек для девочек и для мальчиков)

По воспитательному(развивающему) назначению

(Классификация педагогами)

  • Сенсорные (до года в основном звуковые — погремушки, пищалки, музыкальные игрушки; зрительные — калейдоскоп);
  • Двигательные (мобиль, мяч, юла, заводные игрушки);
  • Образные (изображения животных, куклы, солдатики, машинки);
  • Общественно-бытовые и производственно-технические (игрушечные инструменты, например совок и ведёрко, оружие);
  • конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки).

По материалу изготовления

  • Деревянные
  • Пластмассовые
  • Резиновые
  • Меховые
  • Металлические
  • Фарфоровые
  • Из цветов

Постановление Правительства РФ № 1013 от 13 августа 1997 года предусматривает необходимость обязательной сертификации детских игрушек.

Проводимая в отношении игрушек сертификация это оценка их с точки зрения физической безопасности для детей. В процессе сертификации проводится санитарно-эпидемиологическая экспертиза, сертификация соответствия. Игрушки проверяются более чем по 100  показателям.

Также инспектируется и производство игрушек, а также игрушки, уже поступившие в торговую сеть.

К детским игрушкам предъявляются следующие основные требования. Прежде всего, это безопасность материалов, из которых они изготовлены и которым покрыты.

Она должна быть заверена в специальном паспорте, в котором кроме этого указывается, что материалы не являются аллергенными раздражителями и не содержат токсических химических и вредных веществ.

Проверяются игрушки также на предмет наличия резкого неприятного запаха, а также оценивается цвет — слишком яркий и ядовитый цвет может оказывать негативное воздействие на психику ребенка.

Хрупкость и ломкость игрушки учитывается наряду с наличием мелких и потенциально опасных деталей, могущих травмировать ребенка. Все пластиковые элементы мягких и плюшевых игрушек должны быть прочно пришиты и приклеены, чтобы избежать их проглатывания.

Как и любая другая сертификация товаров на территории России, сертификация игрушек гарантирует безопасность и высокое качество. Она призвана гарантировать, что игрушка будет приносить ребенку радость и не станет причиной неприятностей или болезней.

Источник: https://pazzlspodolsk.jimdofree.com/%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BA/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.