У ребенка постоянные запоры: психологические и органические причины. У ребенка запор, что делать

Содержание

Психосоматика запора у ребенка: причины и методы лечения

У ребенка постоянные запоры: психологические и органические причины. У ребенка запор, что делать

страницаЗапор

Психологический запор у ребенка отличается от физиологической проблемы наличием внутренних переживаний и страхов. При такой причине продолжительного отсутствия дефекации обычные способы избавления от запора неэффективны.

Связь психосоматики и запора у детей

Психосоматика – наука, изучающая воздействие факторов психологического характера на состояние здоровья человека, возникновение заболеваний и их течение.

Психосоматическую основу заболевания у ребенка патология имеет в случае, когда маленькому человеку приходится сдерживать эмоции или потребности, бороться со страхами и опасениями самостоятельно. Накопленные негативные эмоции со временем выливаются в физическую проблему со здоровьем.

Неразрешенный внутренний конфликт оказывает негативное влияние на функционирование органов и систем взрослого человека. Ребенок отличается податливой, нестабильной психикой, которая формируется на том, что он видит, слышит, чувствует.

Если малыш столкнулся с неприятными физическими ощущениями или социальными проблемами во время испражнения, в дальнейшем он будет стараться всячески избегать повтора ситуации.

Вследствие этого ребенок подавляет позывы к опорожнению кишечника, удержанный кал твердеет в прямой кишке, формируясь в прочную пробку из каловых масс.

Запор, возникший на фоне психологического воздействия на детский организм, становится очередным звеном в цепочке проблем, превращая их в замкнутый круг: полученный стресс — страх пережить его снова — сдерживание позывов к опорожнению — запор — стресс от новой проблемы.

Причины и симптомы психологического запора

Психосоматика запоров не наблюдается у детей грудного возраста. Младенцы, если страдают запорами, то проблема имеет физиологическую природу. Психологическая причина задержки дефекации характерна для малышей старше 2 лет. Причиной отсутствия стула могут быть:

  • пережитый стресс;
  • эмоциональная травма;
  • чувство стыда;
  • знак протеста;
  • физическая боль.

Вследствие приобретенного негативного опыта похода в туалет у малыша на психологическом уровне формируется взаимосвязь между дефекацией и болью (психологическим давлением, неприятным ощущением, стыдом).

Вызвать нежелание у крохи опорожниться могут:

  • насильственные действия родителей при приучении к горшку;
  • наказание за произведение дефекации в штаны;
  • болевые ощущения во время стула по причине запора физиологического характера;
  • чувства стыда за чрезмерную и излишнюю опеку со стороны родителей;
  • протест против различных обстановок в семье;
  • насмешки со стороны ровесников в дошкольном или школьном учреждении;
  • неприятные воспоминания, связанные с походом в туалет;
  • стеснение и чувство дискомфорта, которые нередко связаны с необходимостью посещать общественные туалеты в детском саду или школе.

Психологией болезни может являться нежелание ребенка делиться, отдавать, а родители настоятельно учат малыша быть щедрым.

Симптомы констипации, имеющей соматическую основу, мало чем отличаются от запоров физиологического характера. Часто родители долго не могут понять причину задержки стула и повторяют свои ошибки, которые спровоцировали и усугубляют проблему.

Обратить внимание стоит на особенности поведения малыша, сочетающиеся с характерными признаками запора:

  • ребенок упорно отказывается садиться на горшок;
  • чувствует стеснение ходить в туалет под наблюдением родителей;
  • выражает страх перед горшком или унитазом;
  • капризничает, плачет, кричит при проявлении настойчивости взрослыми усадить дитя на горшок для справления нужды по большому, но при этом без проблем может произвести мочеиспускание;
  • упрямо не соглашается опорожниться в детском саду;
  • наблюдается вялость;
  • нарушается сон;
  • снижается аппетит;
  • живот становится вздутым и твердым;
  • появляется отрыжка, боль в животе, частое испускание газов;
  • при длительной задержке кала в кишечнике может подняться температура, появиться тошнота, головная боль, жалобы на дискомфорт в области сердца.

Методы лечения запоров у детей разных возрастных групп

Чтобы справиться с проблемой, важно разобраться в причине, вызвавшей такую реакцию и найти отправную точку, с которой начался замкнутый круг.

Родителям важно проявить внимание и терпение. Бороться с отсутствием стула только медикаментозным методом или налаживанием питания в этом случае не всегда эффективно. Необходимо помочь маленькому человеку избавиться от стеснения, перестать бояться:

  1. Детям любого возраста не стоит показывать свое расстройство и озабоченность имеющейся проблемой. Дети старше 3-х лет отлично чувствуют обстановку и ловят эмоции родителей, огорченное лицо мамы только добавит малышу дополнительное беспокойство. Взрослым важно сохранять спокойствие и формировать позитив вокруг ребенка, чтобы он мог чувствовать себя в безопасности и расслабиться.
  2. Если чадо боится горшка, можно купить новый, который не будет похож на прежний. Вместе выбрать его, а старый позволить ребенку самостоятельно выбросить. Убедить малыша, что новый горшок «добрый и больше не будет его обижать».
  3. Если ребенок посещает садик и наотрез отказывается ходить в туалет в детском учреждении, нужно предупредить воспитателя о наличии проблемы. Педагог, взяв во внимание стеснение малыша, поспособствует уединению чада, когда тот захочет посетить уборную.
  4. Что касается детей постарше (6-8 лет), то такому ребенку можно рассказать о строении человеческого тела, физиологии, функции выделительной системы. Не стоит нагнетать обстановку и пугать дитя страшными последствиями. Аккуратно объясните, что если сдерживать в себе отходы и вовремя не избавиться от них, то они начнут выпускать в организм ядовитые вещества и выводить из строя другие внутренние органы.
  5. С детьми младшего школьного возраста, особенно если причиной запора стало стеснение, важно соблюдать тактичность. Не нужно часто спрашивать, хочет ли сын или дочь в туалет.

 Загрузка …

Лечение психологического запора у детей

Иногда родителям не удается справиться с задержками дефекации у малыша самостоятельно. Тогда необходимо обратиться за помощью к специалисту. Педиатр даст совет, касающийся правильного питания для маленького пациента, при необходимости назначит слабительное.

В рацион детского питания нужно включить продукты, способствующие быстрому опорожнению:

  • чернослив;
  • курага;
  • сухофрукты;
  • спелые бананы;
  • абрикосы;
  • сливы;
  • отварную свеклу.

Отличным помощником в борьбе с запором является киви. Употреблять плоды нужно ежедневно по 1-2 шт.

В качестве медикаментозного метода лечения используют препараты Форлакс, Микролакс, Прелакс, ректальные глицериновые свечи, Дюфалак, Рекицен-РД.

Можно произвести очистительную клизму, но процедурой не стоит увлекаться. Частые клизмы способны нарушить микрофлору малыша.

Чтобы вылечить психологический запор, иногда приходится прибегать к комплексной терапии, где необходимо проведение копрограммы, консультация психолога, выполнение физических упражнений.

Советы психолога:

  1. С малышами в 2-3 года рекомендуется играть в ролевые игры с любимыми игрушками, прорабатывая основную причину, спроецировав ситуацию на кукол, мишек или роботов.
  2. Смогут помочь в лечении психологического запора тематические истории или сказки. Мама с папой могут придумывать их сами, используя в историях любимых героев ребенка или мальчика/девочку такого же возраста. Обязателен счастливый конец похожего случая. Это поможет малышу поверить в себя, понять, что подобная ситуация может произойти не только с ним, и проблема решаема.
  3. Желаемого результата можно добиться лепкой из пластилина. Это занятие понравится малышам в 2 года, 3, в 5 лет. С ребенком нужно налепить коричневых колбасок и поиграть в сказку про Каку-Буку, которая стучит в дверцу, и ее нужно выпустить в горшок. Сквозь неплотно сжатый кулак нужно пропустить пластилиновую колбаску и оставить в горшке. Затем спросить ребенка: не стучит ли Кака-Бука в дверцу? Нужно ее выпустить наружу.

Справляться с отсутствием дефекации можно с помощью утренней гимнастики. Комплекс упражнений включает:

  1. Бег на месте.
  2. Повороты туловища.
  3. Наклоны.
  4. Приседания.
  5. Ходьбу на четвереньках.
  6. Поочередные махи ногами, стоя на четвереньках.
  7. Прыжки с поочередной сменой ног.

Возможные осложнения и профилактика

Длительная констипация чревата развитием заболеваний толстой кишки, органов ЖКТ, появлением трещин в заднем проходе, интоксикацией организма с повышением температуры.

Чтобы избежать осложнений, рекомендуется лечить сложности со стулом согласно рекомендациям специалиста, соблюдать предложенную диету, включить в рацион продукты, содержащие пектин и клетчатку, предоставить ребенку эмоциональную поддержку.

Профилактикой послужат подвижные игры, гимнастика, употребление достаточного количества жидкости.

Побороть стеснение и страх помогут детские психологи. Такие специалисты есть в каждом дошкольном учреждении и учебном заведении.

Статья была одобрена редакцией Ссылка на основную публикацию

статьи:

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://toxikos.ru/zapor/psihologicheskij-u-rebenka

У ребенка постоянные запоры: как справиться с расстройством дефекации

У ребенка постоянные запоры: психологические и органические причины. У ребенка запор, что делать

Частота стула, также как и мочеиспускания, является одним из признаков нормального функционирования организма и ребенка, и взрослого. И если взрослые иногда не обращают на себя внимания, то стул у малыша и его качество родители бдительно отслеживают. Любое нарушение дефекации вызывает у мамы тревогу. И задержка процесса тревожит иногда даже сильнее, чем понос.

Запор возникает из-за низкой скорости транспортировки фекалий в кишечнике. Как бороться с запором у малышей? Когда ситуацию можно разрешить домашними методами? А когда обращение к врачу – это обязательное условие сохранения здоровья ребенку?

Немного о частоте дефекации у малышей различного возраста

У маленьких детей дефекация может происходить очень часто.

Количество и качество кала зависит от возраста малыша. И иногда то, что кажется взрослым запором или поносом может оказаться личной физиологической нормой для карапуза. Нормальная частота дефекаций у малышей разного возраста:

  1. Первые полгода жизни до введения прикорма – 1–2 раза в день. Стул неоформленный, мягкий, кашеобразный.
  2. После 6 месяцев до года при условии введения прикорма – 1–2 раза в сутки. Фекалии оформленные, плотные, но мягкие. Уже напоминают каловые массы взрослых.
  3. От 1 до 3 лет – частота дефекаций не менее 6 раз в неделю. Каловые массы мягкие, оформленные. Сам процесс проходит без выраженного дискомфорта.
  4. От 3 лет и старше – не менее 3 походов в туалет по большому в неделю.

Если при такой частоте испражнений малыш нормально развивается и радуется жизни, то о его дефекации беспокоиться не стоит.

Когда редкие испражнения – это патология

При подозрении, что запор является следствием патологических процессов, следует понаблюдать за общим состоянием малыша. Признаки патологии:

  • боли в животе;
  • непонятное беспокойство и плаксивость малышей;
  • процесс дефекации протекает с трудом, с натуживанием, болевыми ощущениями;
  • консистенция каловых масс излишне плотная, сухая.

Читайте:  Поможет ли клизма детям при запоре?

Если эта симптоматика продолжается более 3 месяцев, то можно говорить о хроническом течении заболевания. Кроме этого, зачастую образуется замкнутый круг – ребенок начинает бояться процесса дефекации и сдерживает позывы на опорожнение кишечника. Тем самым провоцируя перерастяжение прямой кишки и новые запоры.

Психологические аспекты

У детей до года дефекация происходит неконтролировано.

После года жизни малыши начинают контролировать процесс дефекации. У кого-то это происходит раньше, у кого-то позже, но постепенно функции контроля за анальным сфинктером переходят в сознательную плоскость.

При стечении неблагоприятных факторов малыш начинает сдерживать позывы. Это может быть новая обстановка, приучение к горшку, решение проблем задержки дефекации при помощи клизмы, период адаптации в детском саду, какие-либо психологические установки привнесенные взрослыми.

Регулярное подавление позывов приводит к тому, что каловые массы становятся более плотными и жесткими. И даже сидя на любимом горшке дома, малыш начинает ощущать болезненность при попытке сходить по большому. В итоге, ребенок начинает бояться проводить дефекацию даже в привычных комфортных условиях.

Образуется замкнутый круг, разомкнуть который сложно даже опытным педиатрам. Со временем без должного лечения происходит уже разбалансировка причинно-следственных связей в ЦНС. Процесс принимает хроническое течение.

Функциональные запоры

Несоблюдение питьевого режима может вызвать функциональный запор.

Этот вид запоров носит органический характер. Его причины могут зависеть от поведения ребенка и его окружения, но и быть признаком серьезных патологических процессов в организме малыша. Почему развиваются функциональные запоры:

  • Нерациональное питание в течение длительного периода. Это может быть вегетарианство, избыток мясных продуктов в рационе при недостатке растительной клетчатки.
  • Несоблюдение питьевого режима.
  • Малоподвижный образ жизни.
  • Малыши должны двигаться. Педиатры рекомендуют гулять в любую погоду по несколько часов. Дети постарше должны посещать спортивные секции, танцы. Сидение за компьютером или перед телевизором с мультфильмами плохо сказывается на перистальтике кишечника и развивается запор.
  • Дисбактериоз, вызванный болезнью или приемом агрессивных лекарственных средств, несбалансированным рационом.
  • Форма аллергической реакции организма на какой-нибудь продукт. При этом происходит повреждение ворсинок кишечника, нарушаются процессы усвоения пищи.
  • Недостаточная выработка ферментов из-за патологии или незрелости системы ЖКТ.
  • Глистные инвазии.
  • Рахит – это патология сопровождается снижением активности мускулатуры кишечника. Результат – запор.
  • Дисфункции щитовидной железы.
  • Нарушение причинно-следственных связей в мозгу из-за воздействия различных психологических факторов – психологический запор.
  • Действие некоторых лекарственных препаратов, принимаемых на постоянной основе.
  • Злоупотребление медикаментозными средствами.
  • Нерациональное использование слабительных препаратов, клизм. Это приводит к разбалансировке причинно-следственных связей в головном мозге.

Согласно медицинской статистике в запорах малыша чаще всего виноваты родители.

Когда следует срочно обратиться в медицинское учреждение:

  1. резкие боли в животе;
  2. выделение крови из прямой кишки;
  3. появление жидких неконтролируемых каловых масс при стойком запоре.

Лечебная тактика

Бактериальные закваски полезные при запорах.

Надеяться на то, что проблема решится самостоятельно, не стоит. Хронические запоры у малыша ведут к задержке развития из-за нехватки питательных веществ, интоксикации продуктами распада, развитию патологий ЖКТ.

С чего начать лечение? Первоначально следует пересмотреть рацион ребенка. Ввести продукты, богатые клетчаткой – овощи и фрукты в сыром виде, ограничить жирные мясные продукты. Хорошо справляется с запорами слива в любом виде – сырая, компоты, чернослив. Соблюдайте питьевой режим.

Обязательно в рационе должны присутствовать кисломолочные продукты – йогурты, кефиры, ряженки. Желательно делать домашние напитки при помощи бактериальных заквасок. Показана физическая активность. Гуляйте побольше с ребенком.

Для преодоления психологического дискомфорта у малыша в поездках, на отдыхе берите из дому любимый привычный горшок. Это позволит ребенку чувствовать себя спокойно.

Не делайте ложные воспитательные позывы, что ходить в туалет по большому неприлично и следует сдерживать себя. Приучите ребенка к мысли, что дефекация – это естественный механизм и не следует этого стесняться. Так же как и решать свои проблемы на незнакомом унитазе.

Если запор – это одноразовое кратковременное явление, то можно воспользоваться слабительными средствами. Безопасными для малышей любого возраста являются глицериновые свечи и препараты, содержащие лактулозу. В экстренных случаях – клизма. Но это препараты экстренного реагирования и увлекаться ими не стоит.

Если же домашние методы не помогают, то следует обратиться за помощью к врачу. Возможно, имеет место патологии ЖКТ или эндокринной системы. В этом случае придется пройти полное обследование и после постановки диагноза – курс медикаментозного лечения.

Важно! Проблема нарушения дефекации является индивидуальной патологией. И то, что помогло соседу, может не оказать действия на вашего ребенка. Родителям следует запастись терпением и скрупулезно выполнять рекомендации врача.

Читайте:  Почему у грудничка запор: как справиться с этой проблемой?

О запорах у детей, узнаете из видеосюжета:

Психологическая помощь во время лечения

  • Для восстановления нормальной дефекации нужно научить ребенка не бояться какать, даже если на текущий момент этот процесс доставляет неудобства.
  • Объяснить, что врач поможет, но нужно выполнять его назначения.
  • Не бояться какать, даже если больно. Не сдерживать позывы.
  • Лучшая поза для дефекации – сидя на корточках.
  • Не ругайте малыша, а сопереживайте и радуйтесь результатам его стараний.
  • Лучший способ борьбы с запором – это не допускать его. А если уже возникли проблемы с испражнением, то не затягивать с их решением.

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью социальных кнопок. Спасибо!

Твит

Телеграм

Класс

Вотсап

Источник: https://PishheVarenie.com/zapor/rebenka/u-rebenka-postoyannye-zapory/

Запор у детей

У ребенка постоянные запоры: психологические и органические причины. У ребенка запор, что делать

Запоры, которые провоцируют алиментарные причины, возникают во втором полугодии жизни ребенка, когда происходит активное введение прикорма.

Нарушения испражнений обусловлены преобладанием твердых продуктов и каш, снижением потребления грудного молока. Стул наблюдается 1 раз в сутки или реже, что нехарактерно для грудничков.

При этом кал имеет вид небольших комочков, которые раздражают прямую кишку, из-за чего ребенок плачет при дефекации.

У старших детей запоры связаны с недостаточным потреблением овощей и фруктов, в которых содержится клетчатка. Задержка кала провоцируется нерациональным рационом с преобладанием каш, творога, мяса.

Отсутствие стула часто обусловлено неадекватным питьевым режимом, особенно в жаркое время года.

Кал длительно находится в прямой кишке, теряет воду, при дефекации выделяются сухие бугристые каловые массы в виде цилиндра.

Психогенные факторы

Иногда стул начинает задерживаться в период приучения малыша к использованию горшка. Если родители в это время не проявляют достаточно терпения и заботы, каждый акт испражнения сопровождается стрессом, возникают условно-рефлекторные реакции с участием рецепторов прямой кишки. Ребенок непроизвольно задерживает кал, со временем урежается частота позывов к дефекации.

Запоры у детей младшего возраста вызывают и другие психогенные причины: стеснение при использовании горшка в детском садике, неудобства при посещении школьного туалета.

Отсутствие полноценного отхождения каловых масс зачастую сочетается с энкопрезом (недержанием кала, пачканием трусиков).

При несвоевременной диагностике и терапии таких состояний они могут перетекать в стойкие психические проблемы, сохраняющиеся во взрослом возрасте.

Нарушение нормальной микрофлоры и разрастание патогенных бактерий — частая причина, почему возникает запор у ребенка, поскольку полезные микроорганизмы вырабатывают молочную кислоту и стимулируют перистальтику кишечной стенки.

Испражнение при дисбактериозе происходит раз в 2-3 дня, каловые массы скудные, комковатые, зловонные. Иногда на поверхности кала можно увидеть сероватый налет.

Дети старшего возраста жалуются на урчание и бурление в животе, схваткообразные боли.

Лихорадка

При повышении температуры детский организм интенсивно теряет воду через потоотделение и учащенное дыхание.

Вследствие обезвоживания каловые массы становятся очень сухими, при походе в туалет выделяются маленькие комочки («овечий кал»).

При фебрильной температуре стул может отсутствовать в течение 3-4 дней, что свидетельствует о тяжелой гипогидратации, вылечить которую в домашних условиях невозможно.

Болезни прямой кишки

При повреждениях слизистой оболочки дефекация сопровождается резкой болезненностью, поэтому ребенок самопроизвольно сдерживает позывы, чтобы не испытывать боль.

Ситуация усугубляется при накоплении большого количества твердого кала в ректальной ампуле, запор достигает 5-7 дней и более.

Дети предъявляют жалобы на невыносимые боли в области заднего прохода и внизу живота, которые усиливаются в сидячем положении.

При проктитах и парапроктитах запор у детей сочетается с другими симптомами: постоянными дергающими или тупыми болями без четкой локализации, отсутствием аппетита, слабостью и недомоганием.

Для анальной трещины характерно выделение капель крови из ануса при дефекации.

При прямокишечных свищах наряду с длительными запорами наблюдается отхождение кровянистого или гнойного содержимого из отверстия рядом с анусом.

Болезнь Гиршпрунга

Выраженность симптоматики зависит от формы болезни Гиршпрунга. При диффузном поражении толстого кишечника запоры начинаются практически сразу после рождения, самопроизвольная дефекация у новорожденного отсутствует. Ребенок беспокойный, постоянно кричит, сучит ножками и пытается прижать их к животу. При отсутствии лечения детская форма болезни патологии вызывает кишечную непроходимость.

При латентном или пролонгированном варианте аномалии отмечается урежение частоты испражнений до 2-3 раз в неделю, запоры устраняются после применения клизм. Проявления чаще возникают у школьников и подростков. Застой каловых масс обусловливает хроническую интоксикацию, для которой характерны головокружения, головные боли, бледность кожи, быстрая утомляемость.

Врожденные аномалии развития

Атрезия прямой кишки проявляется уже в первые сутки жизни новорожденного: меконий не отходит, стул отсутствует, анального отверстия нет. Такое состояние диагностируется неонатологами сразу после родов.

Ложные запоры (псевдозапоры) патогномоничны для расщелины губы и неба. При этом дефекте строения лицевого черепа молоко и смеси затекают в дыхательные пути или выливаются изо рта.

Задержка кала связана с недостаточным питанием.

Для долихосигмы типично появление упорных запоров после 6 месяцев жизни, что обусловлено введением прикорма. Сначала они беспокоят эпизодически и длятся от 2 до 3 дней, затем продолжительность и частота задержек стула увеличивается. Кал большого диаметра, по виду напоминает «еловую шишку», имеет резкий зловонный запах. У 30% детей запоры возникают в период 3-6 лет.

Гельминтозы

Маленькие дети не соблюдают гигиену, поэтому развитие запоров у ребенка дошкольного возраста часто связано с попаданием паразитов в ЖКТ. При гельминтозах нарушаются процессы переваривания пищи и кишечная моторика.

Некоторые из них (аскариды) формируют большие «клубки» в петлях кишечника, поэтому при аскаридозе возникает препятствие продвижению каловых масс.

Всегда выявляется упорная задержка стула, дети ощущают боли в животе, иногда бывает рвота.

Хронические заболевания ЖКТ

Появление запоров характерно для гастродуоденита и язвенной болезни.

Эти причины вызывают нарушения моторики желудочно-кишечного тракта, вследствие чего частично переваренная пища длительно задерживается в кишечнике.

Запоры непродолжительные, дефекация возобновляется через 2-3 суток самостоятельно или после постановки клизмы. Симптом повторяется регулярно, его провоцируют погрешности в диете, стрессы.

Длительные запоры у детей, развивающиеся на фоне резких болей в животе, тенезмов, типичны для неспецифического язвенного колита. При позывах на дефекацию из анального отверстия выделяется кровь и слизь, задержка каловых масс во время обострения достигает недели. Симптом иногда сменяется профузной диареей, каловые массы жидкие и зловонные, содержат примеси крови.

Интоксикация

При отравлении свинцом запор у ребенка может быть единственным симптомом. Иногда ощущается разлитая болезненность в животе и единичная рвота.

Задержку каловых масс также вызывают эндогенные причины: интоксикация продуктами белкового распада, выделение токсинов микробными клетками. Запоры продолжительные, позывы к стулу зачастую отсутствуют.

Симптом возникает на фоне общего тяжелого состояния, требующего экстренной медицинской помощи.

Осложнения фармакотерапии

Чаще всего постоянные запоры обусловлены злоупотреблением слабительных без рекомендаций врача.

Бесконтрольный прием этих лекарств угнетает естественный рефлекс на опорожнение кишечника, прямокишечные мышечные волокна перестают реагировать на импульсы от спинного мозга.

Самостоятельная дефекация затруднена или невозможна. Запоры провоцируют и другие лекарственные причины: назначение антихолинергических средств, химиопрепаратов.

Диагностика

Обследованием детей, у которых задерживается стул, занимается врач-педиатр. При необходимости для консультирования привлекают детского гастроэнтеролога.

Специалист детально собирает анамнез болезни и выявляет предрасполагающие факторы, изменения питания, сопутствующие заболевания.

Для верификации причины запора назначают инструментальный осмотр ЖКТ и лабораторные методы. Наиболее информативны:

  • Пальцевое исследование. Оценка состояния ампулы прямой кишки — первое, что необходимо делать при запоре у ребенка. При обследовании определяются каловые камни, объемные новообразования, места наибольшей болезненности. Перед осмотром ощупывается живот, чтобы обнаружить вздутие, спазмы, увеличение в размерах сигмовидной кишки.
  • Ультразвуковое исследование. УЗИ брюшной полости является простым неинвазивным методом диагностики, который показывает признаки воспалительных процессов, аномалии строения пищеварительного тракта, подозрительные новообразования. Дополнительно с помощью ультразвукового датчика осуществляют прицельное УЗИ печени и поджелудочной железы.
  • Рентгенография. Обзорная рентгенограмма брюшной полости достаточно информативна, позволяет обнаружить расширение кишечных петель и признаки кишечной непроходимости. Для проверки состояния толстой кишки назначается ирригография с барием, которая проводится после клизмы. Иногда применяют рентгенографию пассажа бария по ЖКТ.
  • Копрограмма. Микроскопическое исследование кала включает определение непереваренных частиц пищи, жирных кислот, эритроцитов и лейкоцитов. Обязателен бактериологический посев каловых масс для исключения дисбактериоза. Испражнения исследуют на яйца гельминтов и наличие протозойных инфекций.
  • Лабораторные показатели. При постоянных запорах у ребенка выполняют биохимический анализ крови, печеночные пробы, чтобы исключить сопутствующие гепатобилиарные расстройства. При подозрении на эндокринные заболевания исследуют гормональный профиль. Иногда показано высокоспециализированное токсикологическое исследование крови.
  • Дополнительные методы. Для исключения органической патологии и опухолей кишечника рекомендована ректороманоскопия или колоноскопия. Для диагностики болезни Гиршпрунга и НЯК при исследовании берут биопсию кишечной стенки. Если присутствуют признаки нарушений нервной системы, нужна консультация невролога, ЭЭГ и ЭхоЭГ.

Помощь до постановки диагноза

Кратковременный (до 2-х дней) запор, возникающий при нормальном самочувствии, не требует специфического лечения.

Чтобы нормализовать стул у грудничков, необходимо добавить в рацион фруктовые и овощные пюре, старшим детям дают больше свежих или тушеных овощей, полезные кисломолочные продукты.

Эффективно повышение физической активности, что способствует работе кишечника и улучшает моторику.

Во время приучения к горшку родителям важно соблюдать терпение, не кричать на ребенка и не принуждать его к дефекации. Когда задержке стула сопутствуют изменения цвета или консистенции каловых масс, общие недомогание, боли в полости живота, это указывает на патологические причины. Обязательно следует обратиться к врачу, который знает, как лечить запор у ребенка правильно.

Консервативная терапия

Запоры у детей в большинстве случаев вторичны по отношению к основной патологии, поэтому их лечение направлено на устранение первопричины. Детям с длительно отсутствующим стулом назначают очистительные клизмы. При тяжелых заболеваниях, когда дефекация продолжает задерживаться несмотря на соблюдение специальной диеты, в схему лечения включают:

  • Слабительные средства. В педиатрической практике преимущественно используют мягкие препараты (лактулоза, сеннозиды), которые не имеют побочных эффектов. Лактулоза способствует росту полезной кишечной микрофлоры, поэтому рекомендована при дисбактериозе.
  • Прокинетики. Эффективны при гипотонических запорах, когда наблюдается недостаточное сокращение гладкой мускулатуры ЖКТ. Координируют работу всех отделов пищеварительного тракта, ускоряют продвижение каловых масс.
  • Спазмолитики. В случае спастического варианта запоров у детей эти лекарственные средства эффективно расслабляют гладкие мышцы и облегчают дефекацию. Препараты также быстро снимают болезненные ощущения в кишечнике.
  • Ректальныесвечи. Суппозитории с глицерином показаны в качестве мягких слабительных. Они смягчают каловые массы, делают процесс дефекации безболезненным. При сильных болях в области ануса вводятся свечи с анестетиками.

Физиотерапия

При гипотонии назначают гальванизацию, импульсные токи, другие стимулирующие методы. При гипертонусе кишечника показаны парафиновые аппликации на область живота.

Для устранения кишечной гипотонии применяют курсы массажа с элементами ЛФК, которые направлены на ускорение моторики кишечника и повышение процессов нервно-мышечной передачи.

Если стул отсутствует под влиянием психогенной причины, требуется консультация детского психолога.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/symptom/constipation/child

Психологический запор: у ребенка 2, 3, 4 года, что делать, почему возникает, как помочь, меры профилактики

У ребенка постоянные запоры: психологические и органические причины. У ребенка запор, что делать

› Психология ›

Психологический запор у ребенка — явление нередкое, возникающее обычно в связи с приучением к горшку.

У малыша до 2 лет сложности со стулом встречаются нечасто, но ближе к трем годам количество таких детей резко возрастает.

По данным исследований, психологические сложности с дефекацией свойственны дошкольникам в возрасте 2–5 лет, причем у каждого десятого из них запор переходит в хроническую форму.

Причины психологического запора у детей

Трудности с испражнением могут появиться в результате негативного опыта, т. е. когда испытав боль или дискомфорт во время этого процесса, малыш опасается повторения ситуации. Страх перед процедурой опорожнения кишечника приводит к спазмам, задержке стула и затвердению каловых масс. В результате акт дефекации снова вызывает дискомфорт, и ребенок попадает в замкнутый круг.

У малышей психологический запор часто возникает с началом приучения к горшку. Дошкольники 3–5 лет также могут иногда страдать нейрогенным запором (при дискомфорте, связанном с поступлением в садик, госпитализацией в медучреждение, сменой места жительства). В некоторых случаях сложности с опорожнением кишечника приобретают постоянный характер и могут сохраняться после взросления.

Причины запора в зависимости от возраста малыша:

  • психологический запор у ребенка 2 года чаще всего возникает из-за слишком активного приучения к горшку. Малышей этой возрастной группы нельзя заставлять сидеть на горшке больше, чем они того хотят, или ругать, если они пачкают штанишки. Иначе в дальнейшем ребенок, который уже умеет контролировать сфинктеры, будет сознательно задерживать стул;
  • у ребенка 3 года жизни психологический запор нередко возникает в связи с поступлением в детский сад. Малыш впервые долго находится вне дома и в непривычных условиях. Определенная часть детей отказывается испражняться в детсаду, и родителям приходится подстраивать свой график таким образом, чтобы малыш делал это дома. И если утром по какой-то причине это не удавалось осуществить, то ребенок вынужден терпеть до вечера. Психологический запор у ребенка 3 лет вызван сдерживанием позывов к дефекации;
  • у детей 4 лет расширяется рацион, что предрасполагает к проблемам со стулом. Ребенок может питаться бутербродами и фаст-фудом, употреблять газированные напитки вместо обычной воды. Психологический запор у ребенка 4 лет развивается в основном из-за дискомфорта при дефекации и связанного с этим страха повторения ситуации;
  • ребенку 5 лет проще объяснить, почему нельзя сдерживать позывы к испражнению. Он уже в состоянии строить простейшие логические цепочки. Также дети в этом возрасте понимают, что нужно избегать вредной пищи. Но если проблема со стулом существовала ранее, она не разрешится самопроизвольно. Дети 5 лет могут страдать неврогенным запором по причине чрезмерного давления со стороны родителей, семейных конфликтов, страха наказания.

Часто психологический запор развивается у малышей при смене места жительства, поступления в детский сад, госпитализации в лечебное учреждение. В незнакомых условиях они стараются сдерживать позывы к дефекации, а потом каловые массы уплотняются и присоединяется физиологическая составляющая. При попытке освободить кишечник малыш ощущает боль, что ведет к устойчивому страху перед дефекацией.

Что делать при психологическом запоре у ребенка 3 года жизни? Чтобы выйти из замкнутого круга надо сначала устранить дискомфорт при дефекации при помощи свечей и сиропа лактулозы.

После чего надо поговорить с малышом о том, что происходит в организме, когда он сдерживает стул и последствиях такого поведения.

Кроме того, следует провести профилактику запоров: придерживаться правильного питания и увеличить двигательную активность.

Как определить причину появления запора?

Психологический запор является следствием физиологических факторов и психологического дискомфорта. На начальном этапе лечения задержки стула надо найти корни этой проблемы.

Когда речь идет о психологическом запоре у ребенка, обычно можно наблюдать такие симптомы:

  • дискомфорт или боль во время испражнения;
  • задержка стула более 3 дней (1–2 суток — вариант нормы);
  • метеоризм, вздутие;
  • кал плотный и скудный;
  • ребенок долго сидит на горшке;
  • кал выходит тяжело с образованием анальных трещин (что видно по ярким следам крови на бумаге);
  • ребенок выглядит вялым и уставшим.

От обычной физиологической задержки стула психологический запор отличается психосоматикой. Он спровоцирован не физическим препятствием, а душевным дискомфортом, возникающим при попытке испражниться в непривычных условиях. В редких случаях человеку тяжело сделать это даже в домашних условиях.

Причиной неврогенного запора выступает психосоматика, то есть человек ощущает страх:

  • дискомфорта;
  • неприятных звуков и запахов;
  • быть увиденным или услышанным посторонними людьми.

Таким образом, психологический запор является следствием надуманных причин. И специалист должен разобраться, действительно ли это так, или существуют физиологические факторы.

Как помочь ребенку преодолеть психологический запор?

Если проблема возникла несколько месяцев назад, а задержки стула составляют более трех дней, то речь идет о хроническом запоре. Лечение его должно быть комплексным:

  1. Даже если запор психологический, необходимо откорректировать питание. Исключить рис, макаронные изделия (крепят), бобовые и капусту (усиливают газообразование). В меню нужно включить растительную клетчатку (фрукты и овощи), чернослив, орехи. Натощак нужно давать льняное или оливковое масло.
  2. При психологическом запоре у ребенка важно, чтобы он употреблял много жидкости. Сразу после пробуждения нужно давать малышу стакан простой воды. В течение дня можно предлагать компот из сухофруктов и соки (тыква, морковь, свекла). Кефир при задержке стула полезен только однодневный.
  3. Не нужно постоянно допекать малыша вопросами о том, хочет ли он в туалет. Ребенок все равно ответит отрицательно, если у него присутствует страх или неловкость.
  4. Обычно для лечения психологического запора специалисты рекомендуют сироп лактулозы (Дюфалак). Благодаря мягкому действию, он подходит для всех возрастных категорий, даже для новорожденных.
  5. Нельзя ругать малыша (даже если он постоянно испражняется в штаны стоя за дверью) или заметно расстраиваться по этому поводу, поскольку это только усугубит напряжение. Родителям нежелательно заострять на этом внимание или показывать, как им неприятно менять испачканную одежду.
  6. Психологи считают, что игры с пластилином помогают расслабиться и снять нервное напряжение. Можно предложить малышу мять пластилин, катать шарики и лепить из него разные фигуры.
  7. Можно в игровой форме объяснить малышу строение тела и процессы, которые в нем происходят, рассказывать тематические сказки.
  8. Если ребенок посещает ДОУ или остается с няней, нужно предупредить воспитателей и помощников, что у ребенка психологический запор. Важно не заставлять малыша ходить в туалет в садике.

При задержке стула психологического характера нужно морально поддержать ребенка и сделать все необходимое для комфортного испражнения, то есть размягчить каловые массы при помощи сиропа лактулозы и заживить анальные трещинки облепиховыми или другими подобными свечами. После того как в очередной раз процесс дефекации будет безболезненным, малыш поверит, что ходить в туалет не страшно.

Как лечить неврогенный запор у ребенка?

При психологических запорах у малышей специалисты рекомендуют сироп лактулозы. Кроме мягкого воздействия на ЖКТ, средство способствует улучшению кишечной микрофлоры. Курс лечения при хронических запорах составляет несколько месяцев. Доза сиропа зависит от возраста ребенка и подбирается индивидуально.

Чтобы быстро нормализовать состояние малыша, несколько дней ему дают Дюфалак в высокой дозировке. После опорожнения кишечника дозу снижают до средней терапевтической, и продолжают лечение. Чтобы ребенок привык к тому, что процесс дефекации стал безболезненным необходимо время.

На это обычно уходит от 2 до 4 месяцев. Очистительные клизмы при психологических запорах показаны только в тяжелых случаях, например, при длительных задержках стула (до 10 суток). Свечи показаны только при анальных трещинах, ставят их на ночь.

Детям рекомендуют облепиховые, они безвредны и хорошо заживляют слизистую.

Обязательной составляющей терапии является диетическое питание, оно способствует формированию нормального стула. Во время лечения психологического запора нельзя употреблять макаронные изделия, рис, булки, помидоры, капусту, бобовые.

Также надо избегать кофеинсодержащих напитков и шоколада, поскольку они ухудшают перистальтику. В рацион ребенка, склонного к запорам, должна быть включена растительная пища, в том числе злаки, мясо птицы, растительное и сливочное масло, яйца, молочнокислые продукты.

При упорных задержках стула малышам обычно назначают диетический стол №3 и 4.

Лечение психологического запора у взрослого человека

Первоначальным этапом лечения запора у взрослых является выявление психологической причины этого явления.

А для стабилизации результата проводятся мероприятия по улучшению микрофлоры и перистальтики кишечника. Важно повысить потребление воды и увеличить двигательную нагрузку.

Во время поездок и при смене привычной обстановки в рацион необходимо вводить растительную клетчатку, улучшающую выведение каловых масс.

Психологи, изучавшие причины возникновения неврогенных запоров, установили психосоматику, присущую этому состоянию. Так, Фрейд выявил основные черты характера людей, склонных к психологическим запорам:

  • стремление к порядку;
  • скупость, бережливость;
  • упрямство.

Задержку стула связывают с негативными эмоциями, возникающими во время отдачи. Глубинными причинами этого состояния являются психологические травмы, возникшие из-за того, что малышу приходилось делиться игрушками с другими детьми. Неврогенный запор характерен для людей, которые поддерживают сильнейшее внутреннее напряжение.

Поздней психологи установили психологический портрет человека, склонного к запорам. Ему свойственны такие особенности личности:

  • педантизм;
  • страх перемен;
  • неуверенность в себе;
  • консерватизм;
  • боязнь ответственности.
  • замкнутость;
  • скупость, чрезмерная бережливость;
  • эмоциональная холодность.

Если вам присущи вышеизложенные характеристики, то следует обратиться за помощью к специалисту, например, психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.

Профилактика психологических запоров в детском возрасте

Предупредить психологический запор помогут профилактические мероприятия, рекомендованные педиатрами. Их надо придерживаться с самого раннего возраста:

  1. Приучать ребенка к занятиям спортом и активному образу жизни. Малышам следует делать гимнастику и массаж.
  2. Гулять на свежем воздухе ежедневно в любую погоду.
  3. Формировать режим дня и одно и то же время опорожнения кишечника.
  4. Организовать ребенку здоровое питание. Давать ежедневно до 1,5 литров воды.
  5. Поддерживать здоровый психологический климат в семье.

Единожды допустив запор психологического происхождения, очень сложно нормализовать процесс дефекации в дальнейшем. Задержки стула неврогенного характера плохо поддаются лечебному воздействию, поскольку их глубинные причины надо искать в подсознании.

Что такое психологический запор, почему возникает у ребенка и как помочь взрослому с ним справиться? Ссылка на основную публикацию

Источник: https://ProPanika.ru/psihologiya/chto-takoe-psihologicheskij-zapor-pochemu-voznikaet-u-rebenka-i-kak-pomoch-vzroslomu-s-nim-spravitsya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.