О том, как одеваются женщины в дагестане

Как одеваться и вести себя в Дагестане: советы туристкам

О том, как одеваются женщины в дагестане

Девушкам и женщинам, путешествующим в Дагестане, полезно знать, как им следует одеваться, с кем общаться и где гулять, чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно.

Как одеваться девушке в Дагестане

Этот вопрос я задала себе, собираясь в поездку, и уверенно положила в сумку длинное закрытое темное платье с рукавом, несмотря на прогноз погоды с жарой до 35 градусов. Ведь это республика, где большинство населения – мусульмане.

По прибытии в столицу Дагестана – Махачкалу, обнаружилось, что местные женщины одеваются вполне по-европейски, носят юбки по колено, обычные блузки с открытыми руками и даже топы на лямках.

В городах Дагестана мусульманские строгости в нарядах соблюдать не обязательно, но всё должно быть в рамках приличия. Не стоит ходить в шортах или купальнике, если вы не на пляже. Короткие юбки – тоже пляжный вариант.

На экскурсию, в магазин или на ужин лучше оденьте что-нибудь по колено или ниже.

Если кому-то из местных не понравится, когда девушка в короткой юбке ходит, он просто покажет свое неприятие, но не более того. Не любят здесь и курящих девушек. Могут сделать замечание.

Многие дагестанские женщины носят платки. Для туристок это не обязательно. Но если вы идете в святое место, то платок лучше всё-таки одеть. Например, на входе в Джума-мечеть в Дербенте женщинам, одетым не «по форме», выдают вполне симпатичную национальную одежду, предназначенною специально для посещения мусульманской святыни: длинный цветной халат с капюшоном.

Обратите внимание, что перед входом в мечеть необходимо снять обувь. Это касается и мужчин, и женщин.

Одежда дагестанок – на зависть туристкам!

В одежде дагестанских женщин, живущих в городе, часто присутствует нотка национального колорита. Если вы отправитесь на экскурсию в горные села, то там этого колорита будет в 100 раз больше.

А если поедете на маршрутке, например, в Кубачи, то заметите, как этот колорит нарастает с каждым километром горной дороги. Девушки накручивают свои национальные платки и одевают украшения прямо в транспорте. Впрочем, туристке следовать этому примеру вовсе не обязательно.

Но, вообще-то, очень хочется. Ведь национальная одежда дагестанских женщин красива, удобна и женственна.

Национальный костюм полностью одевают только по особому случаю. В таких аулах, как Кубачи, Балхар или Согратль, в повседневной жизни женщины носят одежду, гармонично сочетающую в себе современные формы и традиционные аксессуары.

Дагестанские мужчины менее традиционны в одежде и носят то, что практично в наше время: обычные пиджаки, рубашки, брюки или спортивные костюмы. Но в дополнение ко всему этому они часть одевают кавказскую папаху. Национальная одежда для мужчин – атрибут артистов, исторических реконструкторов, мастеров народных промыслов и других творческих личностей.

Самые разнообразные старинные национальные костюмы можно увидеть на фестивале Шунудаг в ауле Хайхи, на праздниках и свадьбах в аулах Кубачи и Балхар, во время исторической реконструкции Адалальской битвы в ауле Согратль.

Как девушкам путешествовать по Дагестану без мужчин?

Насколько безопасно путешествовать девушке по Дагестану без сопровождения мужчины? На этот вопрос наш гид ответил: «Нужно, чтобы с вами была хотя бы одна девушка из числа местных. Последствия для тех людей, которые покусятся на неприкосновенность девушки, будут очень серьезны. И большинство местных об этом знают.

Мы не говорим, что защищаем только наших девушек. Просто у приезжей женщины здесь нет сильного плеча, которое смогло бы постоять за нее. А у нашей девушки здесь семья, братья, отец. И в случае неприятностей они так же будут отстаивать честь приезжей девушки-гостьи как честь своей родной дочери.

Поэтому все понимают, чем могут обернуться для них любые посягательства».

Еще проще в Дербенте. Если две девушки приедут в Дербент посмотреть достопримечательности, им уже не понадобится сопровождающая. Потому что этот город стал туристическим центром еще во времена СССР и до сих пор им остается.

А опыт мирного сосуществования разных культур, религий и наций здесь исчисляется тысячелетиями. Туристов в Дербенте любят и уважают. Даже если туристки решат в темное время суток погулять по городу, проблем не будет.

К коротким юбкам здесь уже тоже научились относиться толерантно.

В Махачкале также всё просто. Это город студентов. Вся молодежь республики стекается сюда, чтобы учиться в Университете и других ВУЗах. Девушки-студентки свободно и безопасно гуляют одни. Девушкам-туристкам это тоже можно.

Будьте вежливы в горах!

Жители горных районов, увидев туриста, уже не удивляются. Но радуются и интересуются. «Вам будет казаться, что вас все преследуют взглядами, – заметил наш гид. – Но это лишь обычное любопытство». Жители дальних аулов очень гостеприимны, и они будут рады угостить вас и предложить ночлег. Но, конечно же, чтобы соблюсти приличие, девушкам надо идти в гости только к дамам.

И еще, в небольших селениях принято здороваться со всеми, кто встретится по пути. Будьте вежливы!

Могут ли девушку-туристку украсть в горах Дагестана?

Старинные традиции похищения невесты еще живы в горных аулах Дагестана. Однако чаще всего жених договаривается о похищении с самой невестой заранее, либо спрашивает ее мнение об этом через друзей и подруг.

Так бывает, если родители по своим причинам против этого брака. Например, не хотят, чтобы любимую дочку увезли в другой аул. Похищение без согласия – большая редкость. После похищения – серьезные выяснения отношений между семьями жениха и невесты.

К примирению это приводит не во всех случаях.

Что касается симпатичных туристок, то теоретически похищение возможно. Были ли такие случаи, наш гид не знал. Но всё-таки порекомендовал нам в одиночку не бродить по горам или ночному аулу. На мое шутливое замечание: «Если украдут, ты же меня найдешь и спасешь!», он ответил: «Конечно, найду! Только ты сама уезжать не захочешь. К тому времени у тебя уже двое детей будет». Шутка ли?

Вообще лучше всего путешествовать по аулам Дагестана с местным гидом. Он и общий язык со всеми найдет, и лучшую дорогу покажет, и местные легенды и сплетни расскажет, и застольные тосты говорить научит.

Источник: https://turizm.sputnik.ru/news/kak-odevatsya-i-vesti-sebya-v-dagestane-soveti-turistkam

Махачкала: гламур вопреки всему

О том, как одеваются женщины в дагестане

Махачкала модный город. Если кто-то захочет с этим поспорить, пусть просто подойдет к любому вузу в перерыве между парами — сплошной материал для стритстайл-съемки.

Еще Махачкала — город героев моды, потому что выглядеть стильно там, где не представлена даже Zara, — настоящее геройство.

Здесь у стиля по-прежнему есть (слава богу) очевидные гендерные различия и нет социальных — люди с низким достатком могут выглядеть очень круто. А еще мода тут встраивается в каноны религии и традиций.

Сабина, 24 года, директор студии видеомонтажа

— Разнообразие — это то, что первым приходит мне на ум. То, как я одеваюсь, многие считают экстравагантным, но я так не думаю. Я стараюсь одеваться соответственно ситуации: не выберу каблуки и платье-бондо для прогулки в парке или работы, но и для них в моей жизни есть ситуации.

Очень люблю аксессуары и считаю, что именно они делают образ. Давно не хожу по магазинам — предпочитаю делать покупки онлайн. Собираю несколько образов для себя, записываю и начинаю мониторить интернет-магазины. Никогда не ставлю себя перед выбором «красиво или удобно», сочетаю эти два понятия.

Заира, 28 лет, основатель бренда мусульманской одежды

— Я считаю, что женщина может выглядеть красиво и не «угрожающе», при этом соблюдая каноны ислама, и своим стилем пытаюсь это доказать. Мне кажется, женщине в мусульманской одежде выглядеть стильно и современно гораздо важнее, чем кажется.

Я девушка в хиджабе и каждый раз, когда я выезжаю за пределы Дагестана, вижу, как сильно отличается отношение ко мне в зависимости от того, как я одета.

Если я одета стильно, то даже в Москве меня постоянно принимают за иностранку и обращаются ко мне совсем иначе, чем когда я в «длинном платье в цветочек». Тем более я часто участвую в деловых переговорах, и мне нужно выглядеть соответственно.

Своей одеждой я демонстрирую, что не кисейная барышня и со мной нужно считаться, поэтому в основном выбираю деловые костюмы, созданные с учетом требований моей религии. В повседневной жизни предпочитаю их расслабленный вариант — костюмы в пижамном стиле.

Нурбаганд, 53 года, бизнесмен

Лейла Гусейнова

— Ну, я люблю красивую одежду, красивый интерьер, красивую еду. Для меня это все связано. Конечно, я не читаю глянцевые журналы, не слежу за подиумом и не гуглю, какой цвет сейчас самый модный, но назвать меня приверженцем строгой классики никак нельзя. Близкие считают меня модником, постоянно пытаются сосчитать, сколько у меня головных уборов и пар обуви.

Хорошо, что им это не удается — сбиваются со счета (смеется). Да, я люблю покупать одежду, могу купить вещь по очень высокой цене и очень низкой с одинаковым интересом, но я не привязан к шоппингу, по ночам он мне не снится. Многие люди, особенно старшего поколения, носят то, что они носили 20 лет назад, и поэтому, наверное, мой стиль и мое отношение к одежде кажутся необычными.

Мы ведь не ездим на лошадях, не отправляем друг другу письма по почте, мы используем новые технологии, покупаем самые новые модели телефонов, телевизоров, автомобилей. Люди должны быть современными. Сколько раз я замечал, что мужчины, чей вкус остался в 90-х, в работе предпочитают те же методы, что и тогда.

Умение найти и выразить себя в настоящем времени и обстоятельствах — задача любого человека, и одежда — часть этой задачи.

Наида, 34 года, бизнес-тренер

— Мой стиль определяет моя работа: большую часть времени я провожу там. Бизнес-стиль мне очень близок и приятен, у меня даже есть свой фетиш: за чем бы я ни отправилась в магазин, возвращаюсь оттуда с пиджаком. К счастью, дресс-код оставляет место для творчества.

Например, недавно я обнаружила, что в деловом стиле можно очень активно эксплуатировать цвет, хотя и выбирая сдержанные фасоны. Я не пытаюсь быть в курсе всех модных тенденций, но слежу за тем, что предлагают дизайнеры.

Мода помогает мне посмотреть на свой гардероб с разных сторон.

Камила, 27 лет, мама Амины

— Я очень подвижный человек, и моя одежда должна быть максимально комфортной и соответствующей моим привычкам, динамичности. Я много хожу пешком. Конечно, мне, как и всякой девушке, порой хочется надеть каблуки и вечернее платье, но такое со мной случается крайне редко.

При этом хочу выглядеть стильно и люблю детали: будь то оригинальный маникюр или брошь, платок с остроумным принтом или очки в необычной оправе. С рождением дочки удобство стало еще более важным, но появилось и желание больше выглядеть «как девочка».

Люблю familylook и стараюсь совпадать с дочкой в деталях, самое любимое у нас с ней — удобные и стильные кеды, хотя она еще не ходит, но, думаю, как и мама, будет ценить детали и комфорт.

Людмила, 58 лет, главный бухгалтер

— Хотя я и предпочитаю не встречать по одежке, но считаю, что одежда — важная часть образа человека. Не всегда у человека есть второй шанс проявить себя, а внешний вид может рассказать все за одну секунду. И если человек претендует на что-то, это должно проявляться в его манере одеваться.

Я люблю яркие цвета, но стараюсь носить их так, чтобы окружающим было комфортно рядом со мной, чтобы они правильно поняли меня и мое настроение. Я могу быть женщиной на работе и юной девушкой на отдыхе — одежда позволяет мне отражать настроение. Стиль всегда помогал как в работе, так и в личных отношениях.

Я хожу не только по магазинам, но и по музеям — считаю, что мода связана с разными видами искусства. Это помогает мне формировать свой вкус и принимать новое. Мой пример стиля и элегантности — это Наталья Фатеева.

Помните ее в фильме «3+2»? Всегда нравилось, как она выглядит и как подает себя, часто вдохновлялась ее образами.

Даяна, 31 год, домохозяйка

— Раньше я очень пристально следила за показами всех интересных мне дизайнеров, знала расписание недель мод, сейчас просто от случая к случаю просматриваю актуальные тренды. Поэтому свой стиль формирую, скорее, интуитивно.

«Модных авторитетов» у меня нет, но есть те, чьим чувством стиля я восхищаюсь, хотя не всегда разделяю их взгляды на одежду. И это очень разные люди. Например, сдержанная Шейха Моза и эпатажная Анна Делло Руссо. Я и сама могу выглядеть очень по-разному. Одежду покупаю в поездках или заказываю у байеров.

Самая стильная страна, как бы банально ни звучало, — это все-таки Италия: там и школьники, и пенсионеры выглядят очень актуально и интересно.

Заира, 20 лет, студентка факультета иностранных языков

— При покупке вещей я полагаюсь на свой вкус, чутье и настроение. Наверно, я не могу считаться поклонницей женственного стиля, гораздо комфортнее чувствую себя в джинсах, чем в платьях.

В моем гардеробе есть разные цвета, но доминируют нейтральные: черный, белый, серый.

Мне кажется, яркие оттенки отвлекают от самой личности, а мне бы хотелось, чтобы люди интересовались мной, не придавая большое значение тому, как я выгляжу.

Арсен, 29 лет, видеограф

Лейла Гусейнова

— Я люблю путешествовать, часто отправляюсь в разные города и страны с друзьями, и шоппинг — обязательный пункт в этих поездках. Всегда нахожу время на покупки и когда по работе бываю в столице.

Так как мое занятие требует от меня свободы движения, я бы даже сказал, иногда маневренности, предпочитаю спортивный стиль. Спорт-шик? Да, точно.

Этот стиль позволяет мне чувствовать себя свободно и при этом не выглядеть на свадебной съемке среди гостей в костюмах так, будто я пришел туда прямиком из тренажерного зала.

Сияна Расулова

Источник: https://etokavkaz.ru/stil/makhachkala-glamur

Портрет настоящей россиянки. Махачкала

О том, как одеваются женщины в дагестане
Портреты россиянок из других городов и сёл
Красноярск || Кемерово || Улан-Удэ || Волгоград || Сахалин || Калининград || Новосибирск || Казань || Самара || Ставрополь || Воронеж || Владимир || Ижевск || Курган || Саранск || Астрахань || Грозный || Нижний Новгород |

Махачкала.

Тридцать три крови
SmartNews составил портрет жительницы Махачкалы

Красота российских женщин известна во всем мире. Образы россиянок так же разнообразны, как и национальный колорит нашей большой страны. И различия эти не только во внешности, но и в характере, на формирование которого повлияли уклад жизни, религия и культура.

SmartNews выбрал индивидуальные черты жительниц России от Калининграда до Сахалина. ©

~~~~~~~~~~~

Красота и достоинство дагестанских женщин не дают покоя миллионам мужчин разных национальностей и разного вероисповедания. Образ дагестанок так же разнообразен, как и национальный колорит Страны гор: более 30 кровей, женщины, впитавшие в себя культуру Востока и Запада. SmartNews составил портрет яркой и противоречивой жительницы Махачкалы — на наш взгляд, типичной дагестанки.

Как известно, в Дагестане проживают представители более 30 народностей, 14 из которых являются коренными. Потому будет неправильно характеризовать всех дагестанок по единому стандарту.

В Дагестане, как и на всем Северном Кавказе, образ сельской женщины отличается от образа городской.

Причем различия есть не только во внешности, но и в характере, на формирование которого очень повлияли уклад жизни, культура и религия.

— Нравы горянок (аварок, даргинок, лачек) более свободные, чем женщин, проживающих на равнине (кумычек, ногаек, азербайджанок).

Раньше женщина в горах экономически была независима от мужа, потому что в поле она работала так же, как и муж, она могла на спине дрова принести и сено заготавливать. А у равнинных таких традиций не было. Все дела равнинной женщины оказывались в пределах двора, усадьбы.

Она за сеном не ходила, сено не заготавливала, дрова не рубила, крышу не накрывала — это все были мужские дела. На равнине пользовались арбой, а в горах арба не везде могла проехать, потому в основном пользовались ишаками либо женщина тащила все на своей спине.

Равнинная женщина в основном занималась домом, воспитанием детей.
Барият Алимова, этнограф, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИИАЭ ДНЦ РАН

Внешность дагестанок разнообразна: здесь можно встретить и высоких смуглянок с черными глазами, и невысоких рыжих голубоглазых девушек. Но все они — дагестанки. Считается, что цвет лица настоящих горцев — светлый.

Потому среди аварок, даргинок, лачек много светлолицых женщин. А равнинные ногайки, к примеру, смуглые, с выраженным монголоидным типом лица.

— В последнее время определить по типу лица национальность женщины становится все сложнее, потому что идет смешивание кровей. Но черты лица у кумычек, к примеру, более монголоидные: широкие скулы, маленькая нижняя треть лица, широкий и круглый череп.

Касательно аварок, то они обладают более выраженными по объему верхней и нижней третью лица, часто крупный нос. Да и в телосложении есть различия.
Осман Давудов, пластический хирург


Лезгинка

Стиль одежды дагестанок также становится со временем все разнообразнее, теряя национальную идентичность. Определить национальность горожанки по одежде невозможно. Но в городах стиль одежды можно условно разделить на мусульманский и европейский.

Традиционную одежду дагестанки в городах не носят, зато надевают ее в родных селениях, причем в каждом селе своя традиционная одежда.Вместе с этим сегодня в Махачкале можно найти одежду даже лимитированных брендов.

В 15 главных мультибрендовых бутиках столицы Дагестана можно найти без преувеличения все, в чем прямо сейчас гордо ходят по улицам Лондона иконы стиля. Культовые куртки Balmain, сумки Fendi или платья Valentino из последней коллекции, соболиные шубы, сумки Birkin, часы Cartier.

Первый в России бутик Michael Cinco, дубайского дизайнера, автора свадебных платьев (стоимость одного платья равна примерно 1 млн рублей), открылся осенью прошлого года именно в Махачкале.

— Махачкалинки старшего возраста отдают предпочтение более темным тонам.

Возможно, это связано с тем, что наши женщины склонны к полноте, и считается, что темный цвет скрывает лишние очертания. Белое, розовое, желтое — яркое, как в Париже и в Москве, — у нас редко можно встретить. В одежду этих цветов одевается в основном молодежь. Они часто носят джинсы, брюки. Сейчас у нас в городе много магазинов молодежной одежды.

Большинство женщин старше 40 лет одеваются скромно. Хиджабы одевают верующие люди. Но в Дагестане всегда девушки традиционно покрывали голову, вне зависимости от национальностей носили чохто и платок. Просто сейчас это стали называть хиджабом, и почему-то он стал черного цвета, привезенный из дальних арабских стран. А свое-то, родное, — более красивое, более нарядное, ручной работы.
Вера Агошкина, модельер

Головной убор дагестанки говорил многое о его владелице. Так, например, по платку можно было определить, из какого селения девушка, замужем ли она. К сожалению, эти элементы культуры сохранились не во всех районах Дагестана.

— До сих пор в селении Кубачи женщины носят традиционные белые платки с золотой вышивкой. Там каждая девочка умеет вышивать золотыми нитями. Там даже по платку можно сказать о возрасте женщины, о ее социальном положении, замужем ли она.

Каждый такой платок имеет свой индивидуальный рисунок. Невзирая на то, откуда приезжает девушка-кубачинка — из Москвы, из Европы или откуда-то еще, — она доезжает до Кубачей и обязательно надевает свой традиционный наряд. Это очень красиво.

Но в городах кубачинки так не ходят — только в селе.
Вера Агошкина, модельер

Амина Даги, уроженка Дагестана, стала в 2012 году мисс Австрия
Amina Dagi, MQ Vienna Fashion Week

Ювелирные украшения горянок, как и платок, до сих пор могут многое рассказать об их владелице.

— Издревле у некоторых дагестанских народностей женские украшения делились на возрастные категории: для девочек, девушек, замужних женщин, для старых женщин.

Девочки, например, носили тоненькие витые браслеты. Незамужние девушки носили крученые браслеты с небольшим количеством камней (бирюза, альмандин). Замужняя женщина носила большой браслет с большим количеством камней. По украшениям можно было узнать социальный статус женщины.

Богатые не отказывали себе в дорогих камнях, а у женщины из среднего слоя вместо натуральных камней могло быть простое стекло или паста. Совсем бедные украшали себя только медными или бронзовыми изделиями.


Вагидат Шамадаева, заслуженный деятель искусств Дагестана, коллекционер женских украшений

С XIX века в ювелирную моду дагестанок входит сначала позолота, а потом и золото. В те времена надевать позолоченные и тем более золотые украшения могли себе позволить только женщины из состоятельных семей. Золото и драгоценные камни обычно привозили с Востока.

В современном Дагестане золото по-прежнему остается одним из любимых металлов дагестанок. Но с недавних пор появился еще и интерес к дорогой эксклюзивной бижутерии.
— В каждой семье, у каждой женщины есть и золото, и бижутерия. Бижутерия хорошая, качественная. Женщины выбирают европейские — испанские, итальянские — фирмы, ручную работу.

Это не просто украшения, это символ, который каждая женщина подбирает под себя. Но бриллианты должны быть обязательно, так же как и серебро. В Дагестане нет семьи, где нет серебряных украшений. Потому что, можно сказать, Дагестан и серебро неразделимы.

К тому же сейчас бриллиантами никого не удивишь, поэтому эксклюзивное серебро всегда было в моде и всегда ценилось. Если девушки собираются на какую-то вечеринку, где собирается молодежь, они могут позволить себе украшения попроще, бижутерию.

Но девушки понимают, что в обществе, где будут присутствовать старшие женщины, лучше надеть золотые или серебряные украшения. Состоятельный же мужчина обязательно наденет на свою жену бриллианты, чтобы показать свой достаток.
Гуварша Батырова, стилист


Представительницы аварцев и кумыков

Многие современные дагестанские женщины независимы. Они открывают свой бизнес, который затем успешно ведут. А женщина за рулем в Дагестане уже вполне обычное явление. Врио президента Дагестана Рамазан Абдулатипов также решил создать образ женщины Страны гор. По его поручению сейчас разрабатывается проект памятника дагестанской женщине-матери.

Проект победителя займет свое место в одном из городских парков Махачкалы, где каждый сможет увидеть, какой он, образ настоящей дагестанки.В последнее время все чаще стали говорить о популярности среди женщин исламистских и экстремистских идей. Журналисты, которые приезжают в республику, обычно спешат по горячим следам дагестанских смертниц.

Женский портрет получается такой: неблагополучное детство, юность, в которой она не знала, куда себя деть, знакомство в интернете с «лесным», замужество (виртуальное или реальное), уход в ислам или сначала ислам, а потом замужество, затем арест или гибель мужа, иногда повторное или даже третье замужество, теракт.

Но, как говорят эксперты, идейных женщин в хиджабах в республике меньшинство — 1,5%. Подавляющее же большинство дагестанок весьма светские, самостоятельные, на первом месте у них дом, семья и дети.Экспертное мнение

— Исторически мужчины либо воевали, либо сидели на годекане (место сбора мужчин в селе). А работали женщины.

Хиджаб — не та одежда, в которой возможно работать в поле, по дому, собирать хворост в лесу, ходить за водой. Поэтому никогда в истории Дагестана женщина не была закрыта или сильно религиозна, но зато она всегда была при деле.
Патимат Тахнаева, историк, Институт востоковедения РАНСлучается, что экономическая независимость современной дагестанки становится причиной развода с мужем. К сожалению, в современном обществе разводы не редкость. Но такое случалось и в прежние времена.


Ногайка

Экспертное мнение

— Из-за того что женщина в горах была экономически независимой, там чаще были разводы. Но разводились не везде в горах. Например, в конце XIX — начале XX века, если у ругуджинки умер муж, они повторно замуж не выходили. Но у тляратинцев, цумадинцев, годоберинцев, ботлихцев можно было по нескольку раз замуж выходить.

После войн незамужних женщин в селах было много, потому горцы старались незамужних выдать замуж. Я помню, во время экспедиции в Цумадинский район женщина рассказала нам такой случай. Ее мама была русская, а отец — аварец. Она рассказывала, как в годы советской власти собирали всех незамужних женщин в одну большую комнату и собирались все мужчины, готовые взять себе жену.

Среди них были и женатые. Мужчины бросали в окно свои папахи. Женщины знали, какая папаха кому принадлежит. У нашей собеседницы умер отец и мама как-то тоже сидела в этой комнате вместе с другими незамужними женщинами. И ее мама выбрала папаху первого секретаря райкома партии, а он был женат.

Жена знала, кто выбрал папаху ее мужа, но на следующий день мама нашей собеседницы не пошла в дом к секретарю. Его жена послала человека, чтобы узнать, почему она, как вторая жена, не идет в дом. На что ее мама ответила: «Пусть живет спокойно. Я выбрала его, чтобы другая не выбрала. Другая пойдет и сядет, а я — нет». На равнине с разводами было сложнее.

В современном дагестанском обществе супруги, которые долгое время живут вместе, но до сих пор не завели детей, разводятся. Раньше даже бездетные пары старались не разводиться.

Барият Алимова, этнограф, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИИАЭ ДНЦ РАН

Ева Майсурадзе, Ксения Гагай, Алексей Громыкин,
Елена Горбачева, Максим Аверин

SmartNews, 19 августа 2013

visualhistoryГод назад я показывал статистику постов по городам этом блоге. С тех по цифры сильно изменились, введены новые теги для некоторых многих городов, поэтому пришло время освежить информацию. В скобках даны цифры из первого обзора.На первом месте по-прежнему остаётся, конечно, Москва.

По основному тегу Старая Москва находится 302 постов (было  147).

Плюс 62 (39) постов по тегу Москвоведение, хотя эти тематические множества частично пересекаются.

По нашей Северной столице тематические метки также частично пересекаются: Ленинград –  94 (63) поста, Санкт-Петербург – 15, Санкт-Петербург до 1917 – 26 постов.

Киев – 79 (40);

Севастополь – 60 (20);

Кёнигсберг – 47 (30);

Берлин –  42 (26);

Париж – 40 (25);

Нью-Йорк – 33 (17);

Лондон – 28 (20);

Минск – 31 (18);

Одесса –  27 (11);

Варшава – 26 (15);

Сталинград (Волгоград) – 25 (9);

Рим – 21 (18);

Сочи – 21 (16);

Нижний Новгород –  21 (10);

Таллин – 18;

Рига – 16;

Харьков – 16 (5);

Екатеринбург – 12 (8);

Пекин – 12;

Самара – 12;

Новосибирск – 11;

Воронеж – 10;

Новгород – 10 (5);

Владивосток – 9;

Токио – 8;

Шанхай – 7;

Витебск – 6.

В некоторых случаях вместо городских тегов я предпочёл сделать региональные, например,Смоленщина (24/12 постов), Ярославия (23/12 постов).

Page 3

visualhistoryРешил сделать тег National Geographic, поскольку регулярно публикую здесь снимки из архива этого журнала, одно из самых крупных и интересных в мире.Путешественник спрашивает дорогу у полицейского на границе штата Нью-Мексико, Luis Marden, 1939 год:

ОЦЕНИТЕ ВЫСОКОЕ РАЗРЕШЕНИЕ!

Интересно, по какой технологии сделан снимок? Плёнка kodachrome или тройной негатив через фильтры? Уже явно не не автохром.

Источник: https://visualhistory.livejournal.com/922360.html

Как одеваются женщины в Дагестане

О том, как одеваются женщины в дагестане

Пати Ч.

Я бываю в Дагестане один раз в год, у родственников в гостях, и каждый раз с интересом наблюдаю, как одеваются дагестанки: жительницы Махачкалы и горных селений.

Одежда горянок

Горянка

На сельских жителей, живущих тесными связями со своей общиной, родней и соседями, сильно действует общественное мнение, вкусы и обычаи. В горах царят строгие правила поведения и понятия о приличиях, выше всего ставятся интересы общества, а не индивидуума, поэтому здесь не принято выпячивать свою индивидуальность.

В горянках приветствуется скромность, аккуратность и естественная красота. Уместны только незаметно подкрашенное лицо и коротко подстриженные ногти на руках, без лака. Сельские жительницы много работают по хозяйству, и длинные ногти с такой работой несовместимы.

Не во всех, но во многих дагестанских селах женщины обязаны покрывать голову. Неприлично обнажать плечи, ноги, шею.

В некоторых семьях порядки еще строже: девушке не разрешают показывать ни пряди волос, и запрещают красить ногти (потому что перед каждой молитвой 5 раз в день нужно омыть руки и ноги, и при этом вода должна коснуться и поверхности ногтей), выщипывать брови, не говоря уже о нанесении макияжа.

В своем стремлении быть привлекательными молодые дагестанские горянки пытаются создать нечто среднее между запретом и разрешением: если женщины старшего возраста ходят в бесформенных платьях-балахонах, то на девушках и молодых женщинах платья длинные, ниже колена, закрывающие декольте и руки до локтя, но приталенные, подчеркивающие стройность фигуры, имеющие разрез, дополненные броскими украшениями, стройнящие фигуру юбки-карандаши. Юные кавказские женщины любят высокие каблуки, делающие их выше и стройнее (и как только они на них ходят по горным тропинкам?) и черный цвет, потому что он эффектно оттеняет их внешность. Женщины постарше, работая по хозяйству и в поле, носят домашние велюровые халаты с меховыми или овчинными жилетками, если холодно, а летом свободные платья из тонких тканей.

В основном, горские женщины носят длинные волосы, которые заплетают в косы, укладывают в пучок или собирают в конский хвост. Хотя под платком любые прически сминаются, и поэтому делать их бессмысленно, многие девушки всегда остаются верны своему стремлению быть красивыми, и все равно делают модные стрижки.

К тому же они могут щегольнуть ими в городе, где общественные нравы не так строги к внешнему виду. Зато горянки умеют красиво носить на голове косынки, палантины и платки. Местные женщины даже как-то не воспринимаются без этого необходимого атрибута их костюма.

Каждый сезон меняется мода на этот головной убор, ткани, расцветки, а способы ношения платка женщины выбирают себе в зависимости от того, что им больше идет: кто-то — повязав косыночкой с одним узлом сзади, кто-то — обернув концами платка прическу или голову, кто-то, как Жади из «Клона»; спереди косынки могут закрывать низко лоб, или оставлять открытой часть волос на голове или только челку. Женщины старшего возраста на головы повязывают косынки, а сверху накидывают палантин или платок.

В горах девочкам рано прокалывают уши и надевают золотые серьги. Золотые украшения в Дагестане очень любят. Считается, что золото — это показатель достатка в семье. Некоторые так стремятся «соответствовать», что покупают золотые украшения, не имея дома даже мало-мальски приличной бытовой техники. Хотя, когда становится модным покупать мультиварки, все бегут и за мультиварками.

Конечно, живя в горах, люди мало что понимают в трендах мировой моды, ведь мода доходит до них поздно и уже в виде грубого, поддельного китайского продукта.

Носят то, что продается на бедных ассортиментом, но претенциозных районных рынках — вещи некачественные и вычурные: лаковый кожзам, позолота, стразы и принты, огромные кричащие лейблы.

Но несмотря на труднодоступность хороших вещей, многие женщины любят и умеют красиво одеваться, оставаясь в рамках местных традиций. Когда все в меру, смотрится очень достойно.

И ещё, женщины в Дагестане любят одеваться богато. Покупают и носят норковые шубы, любят мех шиншиллы и чернобурки, меняют шубы так часто, как позволяют финансовые возможности, но чаще — выходя за пределы этих самых своих возможностей, иногда даже залезая в долги, — такова сила моды.

Городская мода

Это две знаменитые в Дагестане певицы. Яркий пример вкусовых предпочтений в одежде, макияже, украшениях

Естественно, горожанки более образованны и искушены в умении одеваться. Столица Дагестана Махачкала являет собой совсем иную картину. Сам по себе этот город как восточный ковер из людей самых разных национальностей, народов, социальных слоев и классов.

Здесь живут и выходцы из горных аулов, и крестьяне, и служащие, и чиновники всех рангов, и коммерсанты, и бандиты, и интеллигенция, люди из мира искусства. Кого здесь только нет! Соответственно вкус и воспитание у всех разные.

Сельские горянки в бесформенных балахонах и девушки в модных платьях, неряшливо одетые рыночные торговки и уточненные барышни, служащие в современной офисной одежде и домохозяйки в восточных закрытых платьях — здесь вы встретите всех! Но все же бросается в глаза женственный стиль в одежде: струящиеся платья, длинные юбки, высокие каблуки, висячие серьги, диадемы, усыпанные камнями массивные или лёгкие звенящие браслеты, длинные волосы.

С учетом преобладающего холодного, зимнего цветотипа дагестанкам очень идут яркие краски и контрастные рисунки, кожа и бархат.

Фактурность черт лица позволяет выбирать фактурные вещи, и ко всему этому прибавляется любовь кавказских девушек ко всему восточному, роскошному, богатому.

Наверное, поэтому в салонах красоты визажисты отштукатурили мне лицо так, что я себя не узнала. Знакомые мне подтвердили — да, на свадьбы и другие мероприятия почти всегда штукатурят.

Чрезмерность и помпезность в Дагестане относится и к одежде, и к интерьерам домов, и к архитектуре, и к громким названиям (банкетный зал «Европа», магазин «Версаль», кафе «Шанталь», кафе «Ду Лувр»)… Такое ощущение, что в Дагестане живут исключительно французские короли!

Пример обычного макияжа, который делают в дагестанских салонах на различные мероприятия

Я заметила, что дагестанцы в своем большинстве очень подвержены влиянию моды и страсть как любят копировать друг друга.

Любая новинка, сошедшая за отличную, тут же тиражируется в неимоверных количествах: мода на марку автомобилей, телефон, столовые сервизы в приданое, на ювелирные украшения, прически, на расцветку платков, которыми горянки покрывают голову, на манеру их носить, и, конечно же, набравшая обороты в последние годы мода на лейблы! Иногда следование моде принимает гротескные формы: толстенная золотая цепь на шею под названием «метровка» (а она и вправду метр длиной), чтобы много-много золота или позолоты, чтобы все блестело, сверкало, и не было бы сомнения, от кого вещь. Вот это самое «ОТ КОГО», лепят на самые видные места. Тут и знаменитая клетка, и горгоньи головы, лейблы Гуччи, Версаче, Шанель и Луи Вюиттон вперемешку. И побольше, побольше! На всех подряд женщинах шарфики, сумочки, заколки, бижутерия, усыпанные заветными буковками, даже на унылой одежде пожилых женщин. К мужчинам это тоже относится в равной степени. Не стоит даже говорить, что это чаще всего подделки, грубые или не очень, но это мало кого волнует. Что поделаешь, быть незалейблованным сегодня не принято, а значит — почти неприлично.

Природная внешность дагестанок

У кавказских женщин черты лица рельефные, выраженные. Большинство невысокого роста, много крупных носов с горбинкой, резких надбровных дуг, широких и удлинённых подбородков, но много и нежных девушек со скульптурными личиками и пропорциональными точеными фигурками.

Вопреки стереотипу про смуглую черноволосую кавказскую женщину высоко в горах живут самые настоящие блондинки и рыжеволосые девушки! При этом ресницы и брови у них четкие, (хотя белесые встречаются тоже), очень густые волосы, голубые, серые и зеленые глаза.

Иллюстрация «светлой» внешности

Ученые объясняют это тем, что люди в горах живут достаточно закрыто от внешнего мира. А там, где народ достаточно удален от общения с другими народами и почти не смешивается с ними, чаще проявляются рецессивные (слабые) гены.

Ген голубых глаз и светлой кожи как раз является рецессивным, и проявляется он при встрече с таким же слабым геном.

Отсюда и блондинки, которых много высоко в горах, чья красота очень ценится, потому что светловолосых и светлокожих людей считают потомками знати, а тех, кто посмуглее — ниже происхождением.

Это тоже сложившийся у местного населения стереотип: до времен всеобщего равенства именно богатая знать могла позволить себе выбирать самых красивых женщин в жены, богатые женщины берегли свою красоту от палящего солнца в прохладных стенах роскошных домов, в то время как бедные крестьянки «обугливались» под солнцем на полевых работах.

Бомбиты

В последние годы в Дагестане стали популярны косметические операции. Именно юные девушки, и (гораздо реже) взрослые женщины исправляют носы, веки, колют ботокс.

Они делают себе губы, как у Анджелины Джоли, ходят с выпрямленными утюжком глянцевыми длинными волосами, накладными ресницами, и, конечно же, на высоких каблуках. Здесь любят стиль Леры Кудрявцевой или Памелы Андерсон (до недавней смены ею имиджа), так называемую «агрессивную женственность».

Вы когда-нибудь слышали о бомбитах? Так называют девушек, представляющих такой вот ненатуральный тип. Над ними смеются и подшучивают, но сами-то они себя воспринимают еще как всерьез! Про себя они говорят, что чтобы быть бомбитой, нужно иметь полные губы, длинные прямые волосы и аксессуары узнаваемых марок.

Не знаю, откуда пошло такое название, но оно очень напоминает слово «секс-бомба». Именно этот стиль бомбиты и воплощают. А вот натуральность у них не в моде.

«Закрытые» женщины

Конечно, одежда и мода для юных девушек не имеет смысла без главной цели — найти себе спутника жизни и создать семью. Эта цель первична, и с ней тесно связано такое явление, как мода на «закрытость». Я говорю именно о моде, а не о вере, и пусть искренне верующие не относят мои выводы и замечания, которые я привожу в следующей главе, на свой счет.

Уже несколько лет в Дагестане активно пропагандируется религиозность, в том числе и в вопросах внешнего вида. Вместе с сильным религиозным течением в Дагестане возникла мода на хиджаб — закрытую, в соответствии с религиозными предписаниями ислама, одежду.

Для тех, кто далек от этой темы, сообщу, что хиджаб — это не чадра, не занавеска на лице, не плащ, накидываемый на любую одежду в Саудовской Аравии, не свободное платье с капюшоном — джелаба — какие носят на севере Африки, например, в Марокко, а любая одежда, которая не обтягивает тело, и оставляет открытыми лишь лицо и кисти рук. По исламу только на них и можно смотреть окружающим.

«Модный» хиджаб

Несмотря на то, что по сути хиджаб не требует отказа от традиционных элементов костюма, некоторые девушки бросились в крайность и стали подражать женщинам Персидского залива, надевая не просто длинные юбки и платья, водолазки и сарафаны с платочками, а одежду, совсем не свойственную дагестанским традициям: максимально закрытые платья темно-синего и черного цветов, абайю и никаб (пресловутая занавеска на лицо с прорезями для глаз). Такое стали носить даже некоторые совсем юные девушки. Почему они добровольно заточают себя в такие глухие покровы? Часто не от сильной веры в бога, а потому, что такими их хотят видеть потенциальные женихи. Среди религиозных молодых людей, которых тоже стало очень много, «закрытые» девушки в чести — ведь считается, что такая жена послушна и покорна мужу, из дома без разрешения супруга не выходит, по сторонам не смотрит и мечтает она не о земных благах, а только лишь о месте в раю!

Часто можно наблюдать такую картину: лето, полдень, пиццерия. Заходит несколько девушек, все в черных абайях, как женщины Персидского залива, видны лишь лицо и кисти рук.

Но щебечут, как стайка птичек, садятся за столик, заказывают пиццу и стреляют глазками по сторонам, как все девушки во всем мире, хохочут, болтают, ловят внимание окружающих.

И в глаза бросается этот контраст между бьющим фонтаном жизненным началом юных девчонок и внешним аскетизмом, в которое они себя добровольно поместили!

А еще чаще встречается пара подруг, из которых одна — в игривом платье, с макияжем, с длинными распущенными волосами, а вторая — в хиджабе. Контраст получается бешеный. Но, кстати, вторая тоже, чаще всего, — с макияжем и с украшениями, и хиджаб у нее яркий и цветной, мимо не пройдешь.

А что? Парням нравится: девушка вроде закрыта, как полагается, но в то же время привлекательна! Это парадокс, учитывая, что хиджаб носится с целью не привлекать внимание, а укрывать женщину от нескромных взглядов.

Я встретила ещё одно явление, противоречащее самому смыслу хиджаба: модный хиджаб.

Напоследок прошу прощения у тех, кому мой опус показался слишком субъективным. Повторяю, это мои наблюдения, сделанные во время краткосрочных визитов в Дагестан. И наблюдать мне приходилось больше сельских, чем городских жителей.

Мне нравится наблюдать за ними: каждый раз, приезжая туда, я бываю поражена местным колоритом и яркостью красок, и моя московская одежда кажется мне простоватой по сравнению с тем, что я вижу на улицах.

Кому интересно, приглашаю посетить республику и самим оценить верность моих высказываний, а может быть, сделать собственное, отличное от моего, представление о дагестанской моде и о дагестанках.

Напоследок прикрепляю фото с очень позитивным зарядом: 

Балхарка в национальной одежде

+ (0)– (0)

Источник: https://laviniablog.com/?p=8408

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.