Методы и средства семейного воспитания. Методы и приемы семейного воспитания

Методы семейного воспитания и рекомендации по их применению

Методы и средства семейного воспитания. Методы и приемы семейного воспитания

Методы семейного воспитания  – это длительное регулярное воздействие на детей, имеющее систематический характер. Они используются лишь с одной целью – адаптировать ребенка в социуме и научить вести себя в соответствии с принятыми нормами и правилами поведения в обществе, а также привить ему дисциплину.

Важно помнить, что дисциплина как метод семейного воспитания является наиболее простым способом выработать у малыша автоматические повседневные навыки, которые должны помочь ему в будущем.

Современные методы семейного воспитания существенно отличаются от тех, к которым прибегали родители прошлого века. Однако сегодня каждый взрослый вправе выбрать те методы, которые кажутся ему наиболее предпочтительными и наиболее эффективными в развитии его ребенка. Отметим, что главное ни в коем случае не превысить свои родительские полномочия и не испортить отношения с малышом.

Все имеющиеся на данный момент методы подразделяются на три вида:

  1. Психологическое воздействие, в т.ч. моральное.
  2. Физическое воздействие.
  3. Ограничения, наказания и лишения чего-либо.

Очень важно правильно выбрать задачи семейного воспитания для каждой конкретной ситуации, т.к. некорректно подобранный метод может повлиять на психическое и душевное состояние ребенка и ухудшить взаимоотношения членов семьи.

Так же необходимо учитывать и сочетание индивидуальных особенностей характера и темперамента ребенка.

Беседы

Беседа — один из первоочередных методов психологического воздействия на ребенка

Это, пожалуй, самый гуманный метод взаимодействия с ребенком, требующий родительского терпения, понимания и мудрости.

Его можно назвать основным способом установления контакта с ребенком при попытке воздействия в целях воспитания.

При этом от взрослых требуется жесткий контроль за ситуацией и за своими эмоциями, ни в коем случае нельзя повышать голос, так как беседа — это прежде всего доверительный контакт.

Внушения

Внушение — это способ очень близкий к способу «беседа». От родителей обязательно требуется использовать уверенные интонации голоса при общении с ребенком (без нервозности) и четкие формулировки, чтобы точно суметь донести смысл слов до маленького человечка.

Подкрепления

Подкрепление еще можно назвать похвалой за каждое совершенное положительное действие. Похвала в сущности это одобрительная реакция родителей на хорошее поведение детей.

Дети испытывают психологическую потребность в одобрении своих поступков от окружающих. Желание получить поощрения от взрослых закрепляется на подсознательном уровне и в дальнейшем способствует правильному поведению детишек.

Физическое воздействие

Физическое воздействие на ребенка — это тоже метод воспитания, однако его уместность и оправданность вызывает серьезные споры в среде детских психологов

Этот метод должен применяться в исключительных случаях, когда применение других способов не принесло результата или невозможно в конкретной ситуации. Однако метод физического воздействия не является гуманным, сила всегда будет на стороне родителей. Получив физическое наказание, ребенок может остро ощутить свою беспомощность, ненужность и зависимость от взрослых.

Ограничения, наказания и лишение чего-либо

Хорошие поступки должны поощряться взрослыми, а за плохие поступки должно последовать неминуемое наказание. Это может заключаться в ограничении потребления сладостей, доступа к телевизору или компьютеру на определенный период, лишение желаемых подарков и прочее.

Так у ребенка будет формироваться интуитивное понимание последствий собственного поведения и реакции взрослых на его проявления.

Важно помнить, что позитивные эмоции в процессе воспитания должны давлеть над негативными.

В связи с чем малыша рекомендуется часто хвалить и меньше наказывать. К сожалению, мало кто из родителей помнит об этом.

Бытует мнение, что можно испортить свое чадо, если регулярно захваливать ребенка: хорошие поступки начинают воспринимаются как данность.

Зачастую взрослые подвергают наказанию ребенка за неудовлетворительные отметки, принесенные им из  школы, в то время как реальный успех ими не замечается или специально недооценивается.

Окружение — это важно!

В повседневной жизни маленького человечка окружает множество людей. Окружение бывает как внутренним, так и внешним. Внутреннее окружение составляют самые близкие люди — мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры, тети и дяди.

И все, что происходит внутри семьи, все наблюдения за поведением старших, становятся для детей примером и образцом для собственного поведения.

В силу своего небольшого жизненного опыта ребенок не сможет самостоятельно оценить правильность поведения взрослых, и поэтому он просто скопирует его, взяв за основу.

Очень важно следить за тем, чтобы внутрисемейная среда способствовала прививанию правильных ценностей маленькому человечку, поскольку влияние внутреннего окружения на малышей гораздо сильнее, чем внешнего. Пара фраз, которыми могут машинально между собой переброситься взрослые, обязательно запомнятся ребенку и повлияют на него значительнее, чем долгие поучения в воспитательных целях.

К внешнему окружению относятся друзья, одноклассники, знакомые сверстники. Родители ребенка должны обязательно знать тех, с кем общается их чадо, взяв ситуацию под ненавязчивый контроль.

Малыш не должен чувствовать сильное давление взрослых, иначе это может привести к негативной реакции или бунту.

Однако управление окружением своего ребенка должно стать одной из основных задач при его воспитании.

Родители должны участвовать в формировании окружения своего ребенка

Выслушивая и поддерживая своего ребенка, становясь его другом, давая мудрые советы, родители всегда смогут минимизировать негативное воздействие внешней среды и окружения на воспитательный процесс.

Простые правила воспитания

Выбирая и используя метод воспитания ребенка нужно помнить несколько простых правил воспитательного процесса:

  • родительский авторитет должен быть незыблемым. Авторитет может потеряться очень быстро, а зарабатывается он только упорной работой в течение длительного времени.
  • личность своего малыша нужно всегда уважать и уметь не переходить границы его пространства.
  • родители всегда должны излучать уверенность в своих действиях.
  • не нужно скупиться в применении поощрения.

Конечно, в рамках данной публикации мы не сможем осветить все аспекты обширной темы методов воспитания. Она должна послужить началом для самостоятельного изучения данного вопроса.

Чтобы вам было легче двигаться дальше, публикуем видео, в котором затронуты темы современных взглядов на семейное воспитание, отношения к популярным методикам развития, вопросам наказания и поощрения, правильного восприятия своего (родительского) поведения по отношению к ребенку в ответ на проступок и многое другое.

Заключение

Исследования отношений в современной семье показывают, что родители с большим вниманием относятся к потребностям и интересам детей, они стали более демократичными, чем, скажем, сотню лет назад. Там, где отсутствует контроль за поведением ребенка, не признающего «да» и «нет», могут возникнуть сложности с его социальной адаптацией и выстраиванием коммуникации с окружающими.

Выбирая способ воспитания, родители должны обязательно учитывать ситуацию в целом: возраст ребенка, его характер, темперамент, сложившиеся традиции в семье.

Зачастую взрослые склонны применять комбинацию методов, но важно помнить, что процесс воспитания не должен нанести вред или каким-то образом ранить хрупкую детскую душу.

Воспитание станет эффективным только в том случае, если в семье проявляется безграничная и бескорыстная любовь к ребенку.

Источник: http://defektologpro.ru/domashnee-vospitanie/metody-semejnogo-vospitaniya-i-rekomendatsii-po-ih-primeneniyu.html

Задачи и методы семейного воспитания

Методы и средства семейного воспитания. Методы и приемы семейного воспитания

Давайте разберемся, что же такое семейное воспитание и его основные задачи и принципы. Семья- это важнейшая структура для формирования личности ребенка. Это место, где закладывается основы и передаются основные навыки.

Если члены семьи справляются со своими задачами, то в будущем общество получит ответственного, успешного, гуманистически настроенного индивида. Поэтому тема семейного воспитания ребенка и его значение сегодня становится основной.

Давайте посмотрим, какие функции возложены сегодня на семейное воспитание.

Зона ответственности, задачи семьи

1.     В основы семейного воспитания в первую очередь входит задача создания максимально благоприятных условий для роста и развития ребенка. Речь идет про удовлетворение базовых потребностей – еда, сон, безопасность.

2.     Спецификой семейного воспитания, и одновременно – задачей, является возможность передачи опыта совместного проживания людей, которые не связаны кровными узами. Плюс – воспитание отношения к людям старшего поколения, потребность в передаче позитивной  информации собственным детям.

4.     Только в условиях правильного воспитания детей в семье формируются навыки самообслуживания, понимание потребности в помощи тем, кто в ней нуждается. Например, старшему поколению или родственникам с особыми потребностями.

Ребенок, получивший гармоничное семейное воспитание представляет собой гармоничную личность, обладающую собственным мнением, чувством ответственности, полезными навыками и знаниями. Чем больше будет таких людей, тем больше шансов на развитие получает конкретный социум. Поэтому  семейное воспитание так важно, и именно оно оказывает существенное влияние на развитие ребенка.

При этом стоит помнить, что каждая семья – индивидуальна. Типизировать ее очень трудно, поэтому своеобразие особенностей семейного воспитания формирует многоликость и разность уже взрослых людей.

Но! Чтобы хоть как-то унифицировать понятия воспитания, психиатром Личко был разработан инструментарий, по которому можно провести анализ типов структурных элементов общества (семья) и стилей семейного воспитания.

Критерии оценки семьи

1.     Структура мини-коллектива. Например, рассматриваться может классическая семья, в которой в наличии оба родителя мужского и женского пола. При этом значительную часть в нашей стране занимают так называемые неполные семьи.

Чаще всего детьми в них занимается мама, значительно реже – отец. При этом семья может быть развернутой, когда под одной крышей проживают представители 3-4 поколений.

Кроме того, в последнее время наметилась тенденция образования однополых семей, а также «ячейки общества», в которых роль одного из родителей возложена на отчима, мачеху или пару опекунов.

2.     Функциональные особенности. В зависимости от национальной, религиозной принадлежности, образования или воспитания, полученного в собственных семьях, родители выстраивают функционал собственного партнерского союза, который впоследствии скопируют их дети.

3.     Партнерство родителей. Распределение ролей между людьми старшего поколения, а также их готовность уделять время собственным детям очень важно. Потому что впоследствии дети будут бессознательно копировать существующую модель поведения, которая может не совпадать с «программой», по которой функционирует их вторая половинка.

4.     Важным фактором оценки состояния семья является уровень конфликтности в ней. В большинстве случаев так называемые итальянские семьи больше склонны к разводам, а сами ссоры наносят психологические травмы детям-свидетелям.

5.     Еще один важный фактор – эмоциональные связи, существующие между членами микро-коллектива. Например, считается правильным, когда мужчины могут выразить позитивные эмоции, продемонстрировать свою любовь.

Раньше от мужчин требовали сдержанность и холодность, считая их исконно андрогинными характеристиками. Сегодня вредность «холодности» и неумение выражать свои эмоции доказана. Во-первых, не выплеснутый стресс загоняется внутрь человека, становясь причиной ранних инфарктов, инсультов.

Во-вторых, те же дети перенимают губительную схему поведения старших представителей семьи.

Ну что, двигаемся дальше. Давайте попробуем исследовать, какие методы семейного воспитания детей существуют. Кроме того, посмотрим, обосновано ли их применение на детях разного возраста – грудного, дошкольного, школьного и подросткового.

Методы воспитания детей в семье

Конкретные методы воспитания детей в семье прямо зависят от стиля, которого придерживается данная «ячейка общества». Первой стили — типы семейного воспитания, классифицировала американский психотерапевт Диана Баумринд. В данной статье изложены основные стили семей.

Важный момент! Принадлежность структурной единицы общества к одному из типов семейного воспитания прямо влияет на используемые ими методы, отношения между членами мини-коллектива, а также средства воздействия, которые позволяют себе применять взрослые по отношению к маленьким людям.

Итак, существуют следующие типы семей.

1.     Авторитарные.

2.     Авторитетные или демократические.

3.     Попустительские или либеральные.

Кроме того, существуют переходные формы между основными. Например, либерально-демократические или авторитарно-авторитетные.

Однако стоит поговорить и о тех типах, которые не вошли в данные 3 категории. Т.к все семьи разнообразны и стили поведения часто перемешаны. Были введены еще 2 типа:

1. Хаотический стиль;

2. Опекающий.

В первом случае в семье вообще отсутствует линия определенная линия  поведения. Сегодня в таких семьях могут разрешать все, а завтра в подобной ситуации ставить жесткие запреты.

Это вызывает большие проблемы в формировании личности ребенка, так как  он нуждается в стабильности и четких ориентирах.

Что в конечном итоге приводит к агрессии и нервному напряжению у ребенка (особо ярко выражается в подростковом возрасте).

При опекающем типе родители стремятся к слишком тесному контакту со своим ребенком. Постоянно решая все проблемы ребенка, они порождают у ребенка ощущение беспомощности. С этим же у ребенка возникает  переоценка своей значимости.  Зачастую такой внутренний конфликт приводит к комплексам.

Как видите, тенденции семейного воспитания сейчас полностью на стороне партнерского союза родителей с детьми, приправленные чувством уважения и ответственности за действия всех участникам миниатюрной ячейки общества.

Вам также может понравиться

Источник: https://detiivzroslie.ru/vospitanie/metody

Принципы семейного воспитания

Методы и средства семейного воспитания. Методы и приемы семейного воспитания

Принципы воспитания, включая семейные принципы, строятся на началах постоянства и последовательности действий взрослых. Принципы воспитания базируются на целях воспитания.

Определение 1

Принципы воспитания – этопрактические советы, которых следует придерживаться в воспитательном процессе. Это позволяет правильно выстраивать тактику воспитательной работы в семье.

Основные принципы воспитания в семье

В обществе постоянно происходят интенсивные преобразования, поэтому пересматриваются и принципы воспитания, они получают новое содержание. Например, к принципам воспитания не относится принцип субординации. Или вот еще. На смену принципа монологизма приходит принцип диалогизма.

Основные принципы воспитания детей:

  • Целенаправленности;
  • Планомерности, последовательности и непрерывности;
  • Научности;
  • Гуманизма;
  • Комплексности и систематичности;
  • Согласованности в воспитании.

Принцип целенаправленности

В воспитании присутствует социально-культурный ориентир, который является идеалом воспитательной деятельности и конечным результатом. Современная семья должна ориентироваться на цели общей педагогической политики в государстве.

Сейчас это главные общечеловеческие ценности, которые четко прописывает Декларация прав человека, Декларация прав ребенка и Конституция Российской Федерации. Конечно, не каждая семья, рассуждая о цели воспитания детей, думает о разностороннем гармоническом развитии личности.

Однако все родители желают своему ребенку здоровья, мечтают вырастить его хорошим и добрым человеком. Вот что представляют собой общечеловеческие ценности.

Цели воспитания конкретной семьи строятся на основании представления о том, какими она стремится воспитать детей. Причем родители учитывают реальные способности детей и их индивидуальные особенности. При постановке воспитательной цели взрослые учитывают этнические, культурные и религиозные традиции и обычаи.

Важное значение в семейном воспитании имеют цели и задачи образовательной работы современного детского сада и школы. Это обусловливает преемственность в воспитательной работе.

Возникающие в целях воспитания противоречия внутри семьи или между членами семьи и воспитательными учреждениями негативно сказываются на нервно-психическом и общем развитии ребенка, вносят элемент дезорганизации в его жизнь.

Оказывать помощь семье в конкретизации цели воспитания – это обязательная функция профессиональных педагогов.

Принцип научности

В домашнем воспитании всегда первую роль играл здравый смысл, традиции и обычаи, передаваемые от старшего поколения младшему.

Однако в современном обществе знание и использование родителями научных основ воспитания позволяет достичь более высоких показателей в развитии своих детей.

Для родителей важно с целью успешного воспитания ребенка своевременно проконсультироваться со специалистом, ознакомиться с психологической и педагогической литературой.

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка

Определение 2

Сущность принципа гуманизма заключается в том, что родители принимают ребенка как данность, со всеми его особенностями, индивидуальными характеристиками и привычками.

Принцип гуманизма означает, что родители не сравнивают своего ребенка с внешними эталонами, нормами, параметрами и оценками. Иногда ребенок не соответствует идеальным представлениям о нем, которые отложились в сознании его родителей.

Однако он и не должен им соответствовать, его значимость заключается в собственной самобытности и уникальности.

Родители должны принять индивидуальные особенности своего ребенка и право не скрывать свое «Я», проявлять его в соответствии с уровнем развития, которого с помощью родителей он сумел достичь. Принцип гуманизма определил некоторые педагогические правила:

  • Необходимо избегать сравнения ребенка с кем-то;
  • Не стоит навязывать примеры поведения и деятельности;
  • Не нужно призывать быть похожим на определенный эталон, образец поведения;
  • Необходимо учить ребенка быть таким, какой он есть;
  • Нужно учить сравнивать себя «сегодняшнего» с собою «вчерашним» и делать из этого верные выводы.

Выполнение данных правил в воспитании помогает ребенку приближаться к собственному совершенствованию, снизить число внешних и внутренних конфликтов, укрепить психическое и физическое здоровье.

Особого гуманизма требует воспитание ребенка с внешними особенностями или физическими недостатками. Из-за нетактичного поведения окружающих у ребенка порой формируется комплекс неполноценности. Чтобы этого не допустить, родители должны научиться самостоятельно спокойно относиться к особенностям своего ребенка и научить его также воспринимать мнение окружающих уравновешенно.

Это непростой путь. Важнейшая задача семейного воспитания – это научить ребенка не реагировать слишком эмоционально на неадекватное поведение окружающих людей, убедить его в том, что он является хорошим, добрым, веселым, умелым и именно данные качества будут формировать отношение людей к нему.

Любая уникальность в ребенке будет привлекать к нему окружающих, а ему поможет легче переносить свои недостатки.

Определение 3
Принцип гуманности строится на доверительных отношениях между родителями и детьми, а также на взаимоуважении, сотрудничестве, любви и доброжелательности.

Для родителей важно осознание того, что ребенок не их собственность, и они лишены права вершить за него его судьбу и тем более ломать жизнь. В.А. Сухомлинский предлагал взрослым:

  • Ощутить в себе детство;
  • С мудростью относиться к проступкам детей;
  • Верить, что они ошибаются, а не нарушают с умыслом;
  • Защищать их, не думать о них негативно;
  • Не ломать детскую инициативу, а исправлять и направлять ее;
  • Помнить, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Принцип планомерности, последовательности, непрерывности

В соответствии с этим принципом семейное воспитание должно проходить по поставленной цели, с последовательной и планомерной реализацией воспитательного процесса через средства, методы и приемы, отвечающие возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Воспитание – это процесс долгий, результаты которого можно наблюдать только через годы.

Последовательность и планомерность взрослых в воспитании дают детям ощущение уверенности, что является фундаментом становления личности. Если у всех членов семейства схожее поведение и требования, то окружающий мир для детей становится яснее и предсказуемее. Им проще осознать границы своей свободы, и не перейти границу свободы других.

Родители, которые последовательно воспитывают своих чад, способствуют развитию у них операциональной и организационной стороны деятельности. Последовательное воспитание увеличивает детскую субъектность, формирует ответственность за поведение и поступки. Главное, в семейном воспитании избегать становления у детей «двойной» морали.

Родители не должны требовать от потомков того, что для других членов семьи считается необязательным.

Не рекомендуется использовать педагогические методы к детям единовременно.

Принцип комплексности и систематичности

Определение 4

Суть принципа комплексности и систематичности состоит в осуществлении многостороннего влияния на личность.

Современные дети растут и развиваются не только в рамках семьи, но и в многоплановой социальной, природной, культурной среде. Многофакторность воспитания обладает как положительными, так и отрицательными сторонами.

Можно увеличить развивающее влияние одних факторов и уменьшить разрушающее влияние отрицательных факторов воспитания.

Выбор в решении данного вопроса принадлежит семье, именно родители имеют возможность исключить влияние одних факторов, дать надлежащую интерпретацию другим, поменять содержание третьих.

Научная педагогика подразделяет воспитание на отдельные категории. Однако невозможно воспитывать ребенка частями. В реальном педагогическом процессе происходит разностороннее развитие.

Семья в отличие от общественного института воспитания обладает особыми возможностями развивать детей разносторонне: прививать морально-нравственные нормы, приобщать к труду, знакомить с культурой, помогать с их половой идентификацией.

Принцип согласованности в воспитании

Особенность современного воспитания детей состоит в осуществлении воспитания различными лицами: членами семьи или профессиональными воспитателями. В этом вопросе необходимо согласование целей, содержания воспитания, средств и методов его реализации. Несогласованность требований и подходов приводит детей в смятение, у них теряется чувство уверенности.

Семейное воспитание, которое реализуется в соответствии с рассмотренными принципами, позволяет родителям верно управлять познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и другими видами деятельности детей, эффективно содействовать их развитию.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/printsipy-semejnogo-vospitanija/

Цели и задачи семейного воспитания

Замечание 1

Основная цель семейного воспитания – это формирование и развитие таких личностных качеств, которые будут способствовать достойному преодолению жизненных трудностей и преград.

Задачами семейного воспитания являются:

  • создание условий, необходимых для полноценного роста и развития ребенка;
  • психологическая защита ребенку в процессе его становления и развития;
  • передача семейного опыта (создание и сохранение собственной семьи, воспитание в ней своих детей, отношение к старшим и т.д.);
  • обучение детей необходимым навыками и умениям, направленным на самообслуживание, помощь близким, выполнению работы на благо семьи и т.п.;
  • воспитание в ребенке чувства собственного достоинства, понимания своего «Я» и его места в обществе;
  • осознание значение семьи в жизни каждого человека.

Таким образом, семейное воспитание имеет ряд специфических особенностей, которые обусловлены индивидуальностью жизненного уклада каждой семьи. Семейное воспитание имеет большое значение в становлении и развитии каждого ребенка, так как именно в семе формируются его первичные задатки, знакомство с окружающим миром и людьми.

Основные принципы семейного воспитания

Семейное воспитание, как и любой иной вид воспитания, имеет ряд принципов, направленных на организацию эффективного воспитательного процесса.

Определение 3

Принципы воспитания – это комплекс методов, средств и приемов, которыми необходимо руководствоваться при организации и реализации воспитательного процесса.

Основные принципы семейного воспитания:

  1. Принцип целенаправленности. Процесс воспитания в семье должен иметь определенную цель, которую родители стремятся достигнуть в воспитании своего ребенка. То есть, родители должны четко понимать, какие качества они хотят видеть в своем ребенке и, исходя из этого, выстраивать воспитательный процесс.
  2. Принцип научности. Семейное воспитание должно опираться не только на семейные традиции, историю и обычаи, но и научные знания. Родителям необходимо удовлетворять потребность ребенка в познании окружающего мира. Построение воспитания на принципе научности так же предусматривает, что родителям необходимо опираться на последние достижения в области педагогики и смежных с ней наук. Родителям необходимо знать и понимать возрастные особенности своего ребенка.
  3. Принцип уважения к личности ребенка. Родителям необходимо принимать своего ребенка таким, какой он есть, со всеми его особенностями, специфическими чертами, привычками и вкусами. Взрослые члены семьи должны уважительно относиться к ребенку, как к равноправной личности.
  4. Принцип гуманности. Данный принцип подразумевает построение воспитательного процесса на уважении личности ребенка, его прав и свобод. Все участники семейного воспитания находятся в равных условиях и имеют равные права.
  5. Принцип планомерности, последовательности, непрерывности – развертывание домашнего воспитания в соответствии с поставленной целью. Воспитание необходимо выстраивать таким образом, чтобы педагогическое воздействие на ребенка было планомерно и соответствовало индивидуальным возможностям и потребностям ребенка.
  6. Принцип комплексности и систематичности – многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса.
  7. Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Все они должны взаимодействовать между собой, с целью согласования методов и средств воспитания ребенка.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/principy_i_metody_vospitaniya/principy_semeynogo_vospitaniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.