Логопедическая гимнастика для детей 3 лет. Логопедические упражнения. Что включает в себя логопедическое занятие

Содержание

Логопедическая гимнастика для развития речи ребенка – Саморазвитие

Логопедическая гимнастика для детей 3 лет. Логопедические упражнения. Что включает в себя логопедическое занятие

21.11.2019

Для того чтобы научить ребенка своевременно и правильно говорить, вовсе не нужно быть профессиональным логопедом. Да и занятия такие должны состоять далеко не только из одних логопедических игр. Есть упражнения для развития речи маленького ребенка, которые можно делать дома.

Что входит в понятие «развитие речи»?

Речевые навыки у ребенка не могут развиться сами по себе. Они становятся логическим продолжением его общего развития – как физического, так и умственного. Вестибулярный аппарат, мелкая моторика, мышление, память, чувство ритма, правильное дыхание, активное речевое окружение – все это непременные спутники своевременного и правильного развития речи дошкольника.

Зачастую отставание в развитии речи наблюдается у детей, которым просто не уделяется достаточное внимание в семье: с ними мало говорят и играют, они чувствуют себя одинокими, неумехами, становятся замкнутыми, озлобленными. Ведь за их речевую «мешанину» над ними насмехаются их сверстники, не имеющие проблем с говорением. А это потянет за собой неизбежные проблемы социализации и комплексы в будущем.

Поэтому для полноценного развития речи ребенка ему важно обеспечить все предпосылки:

  • благополучное окружение (нервная обстановка, частые стрессы обязательно затормозят кроху в речевом плане);
  • родительскую любовь, заботу, поддержку – в такой атмосфере малыш будет чувствовать себя спокойно и защищенно, а это одно из главных условий его гармоничного развития в целом (развития речи – в первую очередь);
  • активную речевую среду (желательно, чтобы носители языка использовали его правильно, без дефектов и ошибок, обогащали интонациями и эмоциями);
  • развитие артикуляционного аппарата (голоса, дыхания, губ, языка, щек, челюстей);
  • развитие моторики, особенно мелкой – она напрямую связана с речевыми центрами мозга;
  • правильное развитие слуха, в том числе и фонематического;
  • развитие чувства ритма – это поможет ребенку в будущем правильно организовывать свою речь;
  • обогащение словарного запаса – оно должно происходить постоянно, именно так речь малыша будет живой, постоянно развивающейся.

Да, пунктов в этом списке получилось немало, и значение каждого нельзя недооценивать. Ведь и ребенок развивается комплексно – одновременно совершенствуя навыки ходьбы, координации, мышления, ловкость, гибкость. При этом он постоянно растет, у него меняются зубы, происходит множество других процессов. И в эту «историю» должна гармонично вписаться развивающаяся речь. Только так.

Логопедия

Здесь речь пойдет об аспектах, напрямую касающихся развития органов речи. Чтобы четко, правильно произносить звуки, малыш должен иметь подвижные и развитые мышцы губ, языка (в том числе и подъязычной уздечки), нижней челюсти, щек, отработанную силу речевого выдоха.

Ребенка важно научить придавать губам и языку определенные положения, быстро их менять в процессе говорения. В работе по правильному звукоизвлечению активно участвуют челюсти и щеки.

Если они зажаты или не развиты, чистых и четких звуков не произнести. А если слабо «поставлено» дыхание, ребенку вообще будет сложно что-либо внятно сказать.

Как вариант – он начнет говорить на вдохе, захлебываясь и «съедая» слова.

Развить эти навыки у ребенка поможет комплекс упражнений артикуляционной (логопедической) гимнастики. Более подробно об этом рассказано в нашей статье на эту тему.

Совет

В возрасте 2–3 лет пройдите с ребенком осмотр у логопеда, невролога, педиатра. Если выявятся физиологические дефекты органов артикуляционного аппарата или психологические нарушения, мешающие крохе правильно говорить (или вообще говорить), нужно будет принимать меры по исправлению ситуации.

Например, трудности с произношением могут вызвать:

  • короткая подъязычная уздечка;
  • короткий или слишком большой язык;
  • неправильный прикус;
  • крупные губы;
  • дефекты нёба («волчья пасть», «заячья губа»);
  • повышенный (или наоборот, сниженный) тонус мышц лица, шеи, языка, губ;
  • сильный испуг, психологическая травма;
  • отставание в общем развитии.

В подобных случаях одна только логопедическая гимнастика ситуацию не спасет, поэтому специалисты назначают корректирующую терапию (массаж, занятия с психологом, в тяжелых случаях – хирургическое вмешательство).

Ловкие пальчики

Развитию мелкой моторики дошкольников способствуют всевозможные упражнения, при выполнении которых пальцы рук выполняют мелкие движения:

  • шнурование;
  • собирание пирамидки, мозаики, пазлов, детского «Лего»;
  • закручивание крышек;
  • перебирание круп;
  • завязывание шнурков;
  • застегивание пуговиц, кнопок;
  • закрывание задвижек, засовов, крючков;
  • рисование;
  • лепка и т. д.

Совет

Никогда не начинайте занятия по развитию речи (да и любые другие) с ребенком, если он болен или просто плохо себя чувствует, не выспался, раздражен. Толку от таких упражнений все равно не будет, а вот отвращение к ним появиться может.

Кроме этих увлекательных для малыша занятий существуют и специальные упражнения для ловкости детских ручек – пальчиковая гимнастика.

Можно поиграть с дошкольником, например, так.

  • «Подсолнух». Ладони ребенка сложены в бутон. Вот поднимается солнышко, и подсолнух распускается (ладошки раскрываются), поворачивается к нему. Вот солнышко садится – цветочек тоже засыпает (ладошки возвращаются в начальное положение).
  • «Кискины лапки». Имитация движения, при котором кошка выпускает когти. Кулачки поставить на стол, а затем обе ладошки раскрыть, прижав пальчики к столу. Далее упражнение можно усложнить, «выпускать коготки» по очереди: одна ручка в кулачке – вторая разжата. Первая разжимается, вторая возвращается в кулачок.
  • «Ежик». Поставить руки на стол перед собой, переплести пальцы рук и шевелить прямыми пальцами («колючки ежика»).
  • «Шарики». Пальцы рук собраны вместе, ладошки соприкасаются вверху, как домик. «Шарик надувается» — нужно постепенно округлять руки, словно в них находится надутый шар. «Шарик лопнул» — возвращаем ручки в исходное положение.
  • «Птичкин водопой». Рука согнута в локте, опирается на стол, пальцы собраны в «щепотку» — это голова птицы. «Птичка» должна наклониться, набрать «клювом» водички, попить (подвигать «клювом»).
  • «Летящий голубь». Руки нужно скрестить перед собой, ладони к себе, пальцы вместе. Большие пальцы нужно переплести – это будет голова голубя. Ладони – крылья. Машем «крыльями» — голубок летит.

Подобные игры будут выполняться малышом с большим желанием, если сопроводить их соответствующими четверостишиями или просто интересным текстом.

Совет

Не забывайте, что маленькие дети – исследователи и непоседы. Им трудно долго концентрировать внимание на чем-то одном.

Поэтому любые занятия (даже игровые) не должны утомлять малыша: по несколько минут 2-3 раза в день будет вполне достаточно для развития речи дошкольника.

При этом крохе порой не обязательно даже сидеть перед вами неподвижно: пусть кружится, бежит, ползет — делает все, что ему нравится. Так у ребенка сильнее ощущение того, что с ним играют, а не «поучают».

Развиваем слух, учимся подражать звукам

Эти навыки направлены на развитие фонематического слуха – умения слышать и различать в речи на слух разные звуки. Если фонематический слух не развит, ребенок неизбежно будет путать звуки сначала при произношении, а затем и на письме. Значит, хороший фонематический слух – один из неотъемлемых факторов правильного развития речи ребенка и хорошей успеваемости в школе.

Итак, в игровой форме проводим с крохой следующие упражнения.

  • Что как звучит? Спрячьте за ширмой (шторой) предметы, звучание которых ребенок уже слышал в жизни. Например, стеклянные стаканы, металлические ложки, деревянные кухонные лопатки, распылитель для комнатных цветов и т. д. По очереди заставляйте эти предметы зазвучать. Задача малыша – не ошибиться, отгадывая, что когда звучало. Если случилась ошибка – достаньте предметы, вызвавшие сложность, и покажите наглядно, какие звуки они издают. Можно усложнить игру, подобрав незнакомые ребенку предметы. Тогда сначала ему показывают, что как звучит, а затем прячут и играют.
  • Кто как кричит? Понадобится аудиозапись с голосами разных животных и птиц (лучше тех, которые ребенку уже знакомы). Его задача – угадать по голосу каждое животное, птицу.
  • Что за транспорт? То же самое, только с записями звуков разных транспортных средств (самолет, машина, трактор, поезд, пароход).
  • Откуда звук? Ребенку завязывают глаза. Взрослый при этом издает какой-либо звук (хлопает в ладоши, звенит колокольчиком) справа, слева, сзади, впереди, дальше или ближе. Задача малыша – указать рукой направление, откуда идет звук.

Звукоподражание – еще одно средство развития слуха и разговорной речи, поскольку оно позволяет проанализировать звук, который нужно воспроизвести, задействуя в его произношении речевой аппарат. Имитировать можно самые разные звуки:

  • человека (стон, восторг, укачивание младенца, выражение приятного вкуса);
  • животных (лягушка, комар, слоник, жук, собака, муха, кошка, корова и т. д.);
  • природы (шелест листвы, гром, ветер, дождь);
  • бытовых предметов (молоток, часы, ножницы, дрель, пылесос, кран с водой).

Что такое логоритмика?

Логопедическая ритмика — это развитие чувства ритма при помощи соединения воедино действий, речи и музыки. То есть под определенную музыку должен наговариваться текст действий, которые нужно проигрывать.

Это могут быт разные повседневные истории (прогулка под дождем, поход за грибами, поездка на поезде и т. д.).

Текст нужно выучить заранее, музыку подобрать такую, чтобы она могла иллюстрировать происходящее или настроение играющих.

Такие занятия развивают музыкальный и фонематический слух, общую координацию, моторику, чувство ритма.

Совет

Чтобы отработать чистоту произношения звуков, которые ребенок выговаривал с дефектом, а затем усвоил правильную артикуляцию, активно используйте скороговорки. Эта веселая, ненавязчивая игра позволит ребенку хорошо закрепить «выставленный» звук.

Можно подобрать скороговорки для любых проблемных звуков: шипящих, свистящих, звонких, глухих, сонорных, мягких, твердых.

Скороговорки способствуют также обогащению словарного запаса, отработке навыков словообразования, ведь зачастую в них используются специально «сконструированные» словарные единицы (не перевыговорить, переколпаковать).

Логопедические упражнения – это только малая часть мер, которые помогут ребенку говорить правильно и чисто, строить распространенные предложения, правильно интонировать. Только применяя весь комплекс развивающих игр, можно добиться наилучшего эффекта.

Источник:

Логопедические занятия: примеры упражнений в домашних условиях

Нарушения произношения звуков встречаются у многих детей. Самыми распространенными проблемами являются искажение звучания буквы (картавость, шепелявость и др.), её замена на другую, пропуск сложных в произношении звуков. Логопедические занятия – будь то самостоятельные или под руководством профессионала – помогут устранить существующую проблему.

Если уроки логопеда недоступны для вас по каким-либо причинам, то с ребенком можно заниматься и самостоятельно, но придерживаясь определенных рекомендаций.

Развитие речи ребенка посредством игр

У деток дошкольного возраста игры для развития речи признаются наиболее эффективным методом устранения различных речевых дефектов.

Игра, направленная на улучшение речевых возможностей, не только привлекает ребенка своей увлекательностью, но и является наиболее полезной из всех методов развития этого важнейшего навыка.

Логопедические занятия для детей, проводимые в игровом формате, способствуют развитию речи, закреплению новых слов, формированию правильного произношения звуков.

Дополнительно закладывается будущая основа для познавательной деятельности и развития умственных способностей.

Вот примеры основных видов занятий, направленных на развитие богатства речи у детей:

  • Дополнение предложения: летом листики на клёне зеленые, а с наступлением осени…; грибы мы собираем в …, а помидоры – на … и т.д.
  • Завершение предложения: я хочу….; я могу…; я нарисую… и т.д.
  • Описание предмета: ручка – новая, красивая, цветная…; ромашка – белая, красивая, летняя…; речка – глубокая, широкая, прозрачная…и т.д.
  • Названия домашних и лесных животных с детенышами: петух, курица, цыплята; заяц, зайчиха, зайчата и т.д.
  • Большое – маленькое (ребенку необходимо к предложенному слову подобрать уменьшительно-ласкательное): ваза – вазочка, мышь – мышка, листок – листочек и т.д.
  • Поймай мячик (логопед бросает мяч и называет существительное, задача ребенка – преобразовать его в прилагательное): осень – осенний, береза – березовый и т.д.
  • Выражение несогласия/согласия (задача занятия – сформировать у ребенка способность к утверждению либо оспариванию предложенной мысли с умением обосновывать свое мнение): Скоро начнется дождик – Нет, потому что на небе нет облаков.
  • Словообразование (в предложенном слове нужно заменить конкретный звук): белка – булка, сам – сом, дать – дуть.

Постарайтесь выполнять упражнения используя картинки, детки их очень любят.

Логопедические занятия в домашних условиях

Логопедические занятия с ребенком могут включать:

  • пальчиковые игры;
  • гимнастику на развитие артикуляции;
  • игры для развития слуха, звукоподражание, логоритмику;
  • декламацию стихов и скороговорок.

Источник: https://donpi.ru/razvitie-mozga/logopedicheskaya-gimnastika-dlya-razvitiya-rechi-rebenka.html

Логопедические занятия для детей 3 4 лет: правила речевого развития

Логопедическая гимнастика для детей 3 лет. Логопедические упражнения. Что включает в себя логопедическое занятие

На четвертом году жизни дети переживают один из самых значительных скачков в своем развитии.

Человеческая речь начинает представлять для них небывалый интерес, они активно пытаются разговаривать, повторяя все звуки, которые им доступны.

Именно в это время родители и педагоги должны внимательно прислушиваться, отмечая, укладываются ли особенности детской речи в норму, не требуются ли ребенку 3-4 лет логопедические занятия.

Какой должна быть речь ребенка 3-4 лет?

Ученые подсчитали, что в этом возрасте словарный запас ребенка в среднем колеблется от 1500 до 2000 слов. Подобные вычисления сложно произвести в домашних условиях, но есть несколько более простых показателей, по которым легко можно определить, насколько развитие речи малыша укладывается в рамки нормы.

Поводов для беспокойства нет, если ребенок:

  • активно пытается воспроизводить все звуки и слова, которые слышит, особенно новые для него;
  • занимается словотворчеством;
  • составляет простые предложения, называющие действия (шарик летит, рыбка плывет, собака лает);
  • пробует составлять сложные предложения и рассказы, но при этом говорит не очень понятно и допускает много речевых ошибок;
  • может говорить о себе в третьем лице;
  • с удовольствием повторяет множество слов за взрослыми, цитирует фразы из мультфильмов;
  • выговаривает не все звуки, особенно часто возникают проблемы с [р], [л], [с] и [ш];
  • переставляет местами буквы и слоги в словах;
  • сам при этом понимает сложные предложения, внимательно слушает сказки, любимые знает наизусть;
  • знает и умеет называть свое имя, фамилию, имена родных, друзей, город, в котором живет.

Перечисленные признаки относятся как к мальчикам, так и к девочкам, хотя специалисты утверждают, что девочки по речевому развитию опережают мальчиков в среднем на 4-5 месяцев. Бывают молчаливые дети, которые не разговаривают при посторонних, но это далеко не всегда означает отклонение от нормы: чуткий родитель обычно сам знает, на что действительно способен его малыш.

https://www.youtube.com/watch?v=ah-UdyTbDT8

В это время важно как можно больше разговаривать с ребенком, следя при этом за правильностью собственной речи, не сюсюкать, с выражением читать малышу книги.

Как распознать нарушения и когда обращаться к логопеду?

Представленный выше перечень носит общий характер, но если хотя бы три пункта из него не характерны для речевого поведения малыша — это повод задуматься.

Вот несколько признаков, которые могут свидетельствовать о задержке в развитии речи ребенка:

  • темп его речи неоднороден — говорит то слишком быстро, то растягивает слова;
  • говорит неразборчиво, понимает его только мама;
  • если говорит фразами — то не собственными, а только услышанными от взрослых или по телевизору;
  • сам с трудом понимает, что ему говорят взрослые;
  • постоянно приоткрытый, словно безвольный рот;
  • повышенное слюноотделение, не связанное с прорезыванием зубов.

При наличии одного или нескольких признаков из этого списка целесообразно провести диагностику развития речи ребенка. Возможно, действительно имеет место патологическое нарушение, требующее специального лечения, а возможно, малышу просто нужны логопедические упражнения.

Но прежде чем обращаться к логопеду, нужно показать ребенка неврологу, психиатру и дефектологу: они помогут определить, связана задержка в речевом развитии с нарушениями работы ЦНС или проблема только в произношении звуков. Также может понадобиться помощь сурдолога — это специалист, выявляющий дефекты слуха.

Если врачи не нашли никаких физиологических причин для ЗРР, то малышу помогут занятия с логопедом.

Виды и особенности логопедических занятий

Логопедические занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. С одной стороны, как более эффективные себя зарекомендовали занятия один на один, когда все внимание специалиста направлено на конкретного ребенка.

С другой — в группе малыши чувствуют себя более комфортно.

Чаще всего положительный результат достигается чередованием этих двух видов деятельности: на групповых, или фронтальных, занятиях дети закрепляют навыки, полученные на индивидуальных.

Индивидуальные занятия

Самое главное для логопеда здесь — найти подход к ребенку, суметь его увлечь, «расшевелить». Малыш должен чувствовать себя непринужденно, играть, показывать язык перед зеркалом, повторять за специалистом все, что он попросит. Поэтому и настрой занятию дается соответствующий: все это просто игра.

Чтобы научиться произносить трудные звуки, ребенку даже не обязательно знать, для чего он сюда пришел. Для каждого такого звука у логопеда имеется подборка специальных игровых упражнений, выполняя которые, маленький ученик незаметно для себя совершенствует речевые навыки.

Дыхательная гимнастика, песенки, скороговорки, «зарядка» для языка — все это эффективные средства в арсенале специалиста.

Групповые (фронтальные) занятия

Если индивидуальные занятия логопеда с детьми чаще всего направлены на исправление отдельных звуков, то фронтальные подразумевают работу с более широким спектром отклонений в развитии речи. Это могут быть как дефекты звукопроизношения, так и нарушения слуха, и грамматические проблемы, и заикание.

Группы подбираются небольшие, в идеале — 7 человек, дети должны быть примерно одного возраста и с похожими речевыми нарушениями. Занятию всегда задается какая-то интересная тема, дающая много возможностей для расширения словарного запаса детей и тренировки устной речи.

Например, зимой актуальна тема «Новый год»: помещение украшается соответствующим образом, создавая у детей праздничное, приподнятое настроение, которое способствует результативности упражнений.

Как и в индивидуальных занятиях, здесь многое зависит от личности специалиста, от его умения создать нужную обстановку, вызвать у детей желание проявить себя.

Для детей 3-4 лет, у которых процесс социализации еще только начинается, непросто создать такие условия. Многие из них бывают стеснительными и замкнутыми именно в силу своих речевых нарушений.

Чтобы групповые логопедические занятия приносили плоды, малыши на них должны чувствовать себя уверенно и свободно.

Как работают специалисты: упражнения, игры, пособия

Одна из наиболее очевидных причин неправильного произношения маленькими детьми звуков — несовершенство их речевого аппарата. Эту проблему помогает решить логопедическая гимнастика.

Существует множество забавных упражнений, которые дети с удовольствием выполняют перед зеркалом, повторяя за логопедом.

  • «Окошко» — самое простое упражнение, в котором малыш сначала должен разинуть рот как можно шире («жарко, открываем окошко!»), а потом закрыть его («холодно!»).
  • «Чистим зубы» — ребенку нужно улыбнуться и в таком состоянии приоткрыть рот, после чего языком пройтись по верхним и нижним зубам, как будто зубной щеткой.
  • «Чашка» — снова открыть рот в улыбке, высунуть язык подальше и придать ему форму чаши, приподняв кончик и края.
  • «Дудочка» — старательно вытянуть губы, как будто с намерением посвистеть, зубы при этом сжаты.
  • «Красим потолок» — улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка поводить по небу, словно закрашивая его кисточкой.

Такая гимнастика для языка нравится детям, но быстро их утомляет. На следующем этапе занятия можно перейти непосредственно к устной речи. В этом помогут различные игры описательного характера.

Например, из мешка или из коробки педагог достает какой-то предмет, игрушку и просит ребенка назвать ее. Потом спрашивает о свойствах и признаках предмета, подталкивая малыша к его описанию (мячик круглый, зеленый, маленький, прыгучий).

В случае успеха можно усложнить игру: попросить ребенка сунуть руку в мешок с игрушкой и попытаться рассказать, какая она на ощупь.

В качестве учебных пособий выступают дудочки и вертушки для дыхательных упражнений, пальчиковые игрушки и тренажеры, наборы со щипчиками для захвата мелких деталей, тактильные мешочки и дощечки — для профессиональных логопедов выбор очень большой. Можно приобрести такие вещи и для домашнего использования, а можно обойтись подручными средствами.

Как заниматься с ребенком дома?

От родителей, прежде всего, требуется максимум внимания к малышу, к его интересам и открытиям, страхам и печалям. Нужно создавать ему условия для общения с миром, брать с собой на прогулки, показывать новые места, знакомить с людьми разных возрастов. Все это расширяет кругозор и развивает мозг, а также укрепляет привязанность между детьми и родителями.

На качество речи прямое влияние оказывает развитие мелкой моторики, поэтому любые занятия с мелкими предметами, конструкторами, песком, крупами принесут большую пользу в этом отношении.

Можно попробовать проводить дома и специальные упражнения. Например, произношение шипящих и свистящих звуков относительно легко отработать самим, без вмешательства специалиста. Что касается звуков [р] и [л], то они считаются более сложными для коррекции, хотя можно попробовать «поставить» и их.

Воспроизвести дома логопедическую гимнастику сможет каждый родитель — малышу намного веселее и проще будет повторять за мамой, чем за незнакомой тетей.

Это займет совсем немного времени, зато принесет большую пользу и подарит приятные эмоции участникам.

Для занятий понадобится зеркало – желательно большое, чтобы ребенок мог свободно видеть и свое отражение, и отражение мамы, выполняя упражнения «Дудочка», «Чашка» и другие.

После гимнастики можно поиграть в игры с ответами на вопросы, а можно потренироваться произносить слова, содержащие проблемные звуки. Если написать эти слова на карточках, учиться будет удобнее.

Также отлично работают скороговорки, подобранные так, чтобы в них часто повторялись нужные звуки. При этом важно помнить, что на ребенка нельзя оказывать давление.

Игры, занятия не должны приносить ему ничего, кроме радости и удовольствия, иначе эффект может оказаться прямо противоположным.

Источник: https://Razvivashka.online/razvitie-rechi/logoped-3-4-goda

30 лучших упражнений для развития дикции по мнению логопеда – Телеканал «О!»

Логопедическая гимнастика для детей 3 лет. Логопедические упражнения. Что включает в себя логопедическое занятие

Человек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко. Если ребенок испытывает проблемы с произношением отдельных звуков, ему может помочь артикуляционная гимнастика.

Это комплекс упражнений, направленный на коррекцию этих трудностей.

В каких случаях ее достаточно, а когда требуется более серьезный подход? Какие упражения артикуляционной гимнастики вы можете проводить дома сами? Рассказывает логопед Олеся Югова.

Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук
Что такое артикуляционная гимнастика

Дети первых лет жизни очень часто искажают сложные в произношении звуки, потому что их органы речи еще продолжают свое формирование. Практически нет малышей, которые сразу говорят идеально четко.

Для чистого произношения звуков необходима правильная артикуляционная моторика, то есть скоординированная деятельность органов речевого аппарата. Если есть какие-то проблемы в артикуляционной моторике, они всегда будут отражаться на звукопроизношении.

При разговоре мы задействуем около ста мышц, включая мышцы шеи, груди, лица, языка, мягкого неба. Для управления всеми этими мышцами используется гораздо больше нейронов, чем при ходьбе и беге.

Артикуляционная гимнастика направлена на те органы, в которых есть мускулатура: язык, губы (круговая мышца рта), мимические мышцы. Но в первую очередь она предназначена для языка.

Язык — это главный орган речи, а развитие и укрепление его мышц поможет более точно и четко выговаривать все звуки.

Виды артикуляционной гимнастики

Такая гимнастика бывает активной и пассивной. Чаще всего, говоря об артикуляционной гимнастике, подразумевают ее активную форму: ту, которую ребенок выполняет сам. Она подойдет в тех случаях, когда артикуляционная моторика не нарушена, а просто нуждается в совершенствовании и отработке отдельных движений.

https://www.youtube.com/watch?v=NuxhWAuvVMM

Но бывают и более серьезные ситуации, такие как дизартрия, когда произносительная сторона речи нарушается в результате поражения нервной системы, а подвижность органов речи ограничена. В таком случае детям крайне сложно или невозможно выполнять такую гимнастику самостоятельно. Ведь их органы речи к этому не готовы.

Здесь используется пассивная гимнастика: взрослый своими руками или при помощи приспособлений — зондов, шпателей, щеток — выполняет те движения и позы, которые мы бы хотели получить.

Например, очень часто дети при моторных нарушениях не могут поднять язык наверх. Естественно, что в этом случае они не могут четко произносить звуки, при которых требуется это движение.

И сама собой эта проблема вряд ли исчезнет, нужна серьезная работа над этим.

Хотелось бы еще остановиться на такой проблеме, как короткая подъязычная уздечка. Это также может быть причиной ограниченной подвижности языка. Ее можно немного растянуть посредством упражнений, но если она слишком короткая, то для нормализации звукопроизношения остается ее только подрезать.

Какая гимнастика нужна вашему ребенку

Проведите такой тест: попросите ребенка показать язык. Обратите внимание на следующие признаки:

  • ребенок не может высунуть и зафиксировать язык по просьбе,
  • может высунуть его лишь частично и быстро втягивает обратно,
  • не может поднять его наверх или покачать им из стороны в сторону,
  • при подъеме языка наверх вместе с ним поднимается нижняя челюсть,
  • высунутый язык начинает дрожать или отклоняться в сторону,
  • наблюдается обильное слюнотечение,
  • ребенок нечетко произносит сразу несколько групп звуков (шипящие, свистящие, сонорные),
  • нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (произношение усреднено, нет четкой разницы между звуками).

Если наблюдается несколько из перечисленных признаков, то, скорее всего, ребенку, помимо консультации специалиста, нужна именно пассивная гимнастика и логопедический массаж. В комплексе они подготовят речевой аппарат малыша к активной артикуляционной гимнастике, сделают возможной постановку звуков.

О приемах пассивной гимнастики лучше узнать у логопеда во время консультации. Дело в том, что нарушения могут быть разными, нет универсальных упражнений, которые бы подошли всем. Только специалист может пояснить, какие приемы будут наиболее эффективными в каждом случае.

Общие принципы артикуляционной гимнастики

Регулярность. Это значит, что от ежедневных пятиминутных занятий будет больше пользы, чем от часовой гимнастики раз в неделю.

Игровая форма. Артикуляционная гимнастика может быть не только полезным, но и веселым занятием для малыша.

Наглядность. Чем больше анализаторов (зрение, слух, осязание) подключается при выполнении упражнений, тем гимнастика эффективнее. Как достичь наглядности? Можно использовать зеркало, в котором ребенок будет видеть свое отражение.

Сам взрослый, сидя напротив малыша, может выступать как образец выполнения движений. Используйте картинки, видеоролики с другими детьми, делающими эту гимнастику. Узнайте опытным путем, что больше подходит вашему ребенку, что сильнее его мотивирует.

Удобство. Гимнастикой нужно заниматься в удобной позе: спина расслаблена, руки лежат спокойно, у головы есть опора. Ребенку должно быть комфортно.

Постепенное усложнение. Сначала пробуйте самые легкие упражения, постепенно повышая трудность. Каждый раз вводите не больше одного нового упражнения, и только в том случае, если все предыдущие уже хорошо отработаны.

Целесообразность. Если ребенок очень легко справляется со всеми упражнениями, стоит подумать, нужна ли ему вообще эта гимнастика. Ведь основная задача этих упражнений — научиться делать то, что пока не очень хорошо получается.

Правильное отношение. Не следует рассматривать ее как панацею, это лишь один из методов.

Приемы гимнастики

Эти упражнения активной гимнастики, направленные на статику или динамику, вы легко освоите сами. Каждая поза удерживается 5−7 секунд, повторяется несколько раз.

«Дудочка». Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.

«Заборчик». Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы показать зубки.

Чередование упражнений «Дудочка» и «Заборчик».

«Кролик». Нужно приподнять верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы.

«Злая лошадка». Нужно изображать фырканье лошади. С силой выдыхать воздух ртом, не раскрывая его. При этом губы начнут вибрировать.

«Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, а затем сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.

«Лошадка». Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.

«Грибок». Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и удерживается в таком положении.

«Гармошка». Держа язык в положении «грибок» нужно несколько раз открыть/закрыть рот.

«Лопни шарик». Щеки надуваются, затем ребенок должен легонько ударить по ним, чтобы воздух вышел.

«Хомяк». Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.

«Рыбка». Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются.

«Лопатка». Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая).

«Иголка». Узкий язычок высовывается как можно дальше.

«Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.

«Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху.

«Фокус». Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты.

«Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье).

«Маляр». Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо.

«Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.

«Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены.

«Бульдог». Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены.

«Кружок». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг.

«Парус». Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении.

«Качели». Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.

«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д-». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.

«Месим тесто». Язык ложится на нижнюю губу (как при «лопатке»), а рот при этом открывается и закрывается, губы шлепают по языку.

«Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик и центр языка.

«Где конфета?». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри.

«Индюк» («Болтушка»). Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы.

«Пароход гудит». Улыбаясь, необходимо прикусить язычок и долго произносить «ы».

Выполняйте эти упражнения регулярно, но при этом не превращая их в повинность для ребенка, и вы обязательно увидите прогресс! И не забывайте о других приемах развития речи.

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/10351

Логопедические занятия: примеры упражнений в домашних условиях

Логопедическая гимнастика для детей 3 лет. Логопедические упражнения. Что включает в себя логопедическое занятие

Нарушения произношения звуков встречаются у многих детей. Самыми распространенными проблемами являются искажение звучания буквы (картавость, шепелявость и др.), её замена на другую, пропуск сложных в произношении звуков. Логопедические занятия – будь то самостоятельные или под руководством профессионала – помогут устранить существующую проблему.

Если уроки логопеда недоступны для вас по каким-либо причинам, то с ребенком можно заниматься и самостоятельно, но придерживаясь определенных рекомендаций.

Пальчиковые игры

Логопедические занятия для детей должны включать в себя пальчиковые игры, поскольку они способствуют развитию мелкой моторики. Учеными давно доказана прямая связь между руками и частью мозга, отвечающей за развитие речевых навыков.

Разучивание текстов в сочетании с пальчиковой гимнастикой помогает развивать такие навыки, как:

  1. умение мыслить пространственно, выражать свои эмоции;
  2. воображение;
  3. внимание.

У ребенка помимо улучшения речи наблюдается ускорение быстроты реакций. Занятия, проводимые в игровой форме, помогают лучше запоминать текст и делают речь более выразительной.

Для получения необходимого результат заниматься с ребенком нужно ежедневно, тратя на это около 5 минут времени.

Упражнения на развитие моторики пальчиков:

  • Цветочек. Ладони сложены вместе, пальчики направлены вверх. Из ладошек складываем цветочный бутон, прижимая их друг к другу. Ребенок произносит вслух четверостишие:Солнце поднимается,Цветочек раскрывается,(пальчики нужно развести в стороны, но ладошки остаются прижатыми)Солнышко садится,

    Цветочек спать ложится (пальчики надо вернуть в исходную позицию).

  • Кошечка. Ладони лежат на столе, собраны в кулак. Ребенок произносит слова «Кулачок – ладошка. Я иду как кошка» и расправляет пальчики, не отрывая ладоней от поверхности стола, а потом снова сжимает. Повторить упражнения три – пять раз.
  • Летит птичка. Руки скрещены перед собой, ладонями к лицу. Нужно зацепить между собой большие пальцы. Это будет «голова», а крыльями выступят ладони. Махать ими нужно, не разъединяя пальцев.Птица полетела (машем крылышками),Села – поседела (ребенок разъединяет ладони и прижимает их к груди),

    Дальше полетела.

Пальчиковые игры могут использоваться как минутки отдыха во время самого логопедического занятия, помогая отвлечь ребенка и позволить ему переключить внимание.

Артикуляционная гимнастика

Перед тем как начинать выполнять логопедические упражнения, необходимо провести артикуляционную разминку. Специализированная гимнастика помогает укрепить мускулатуру артикуляционного аппарата и подготовить его к проведению логопедических занятий.

Артикуляционная гимнастика представляет собой набор упражнений, предназначенных для укрепления мышц губ и языка. Именно они отвечают за произношение звуков. Если мышцы языка недостаточно развиты, то речь будет звучать нечетко.

Делать гимнастику необходимо перед зеркалом. Тогда ребенок сможет контролировать правильность выполнения движений. Ему очень важно наблюдать за движениями губ и языка. Так малыш быстрее поймет, какое положение они должны занимать, чтобы произносить звуки правильно.

Артикуляционные упражнения нужно выполнять дважды в день. Продолжительность занятия – 5…7 минут. В итоге ребенок сможет научиться говорить не только правильно, но и максимально четко и понятно.

Артикуляционный комплекс:

  • Губы растянуть в улыбке, но зубы не должны быть видны. Зафиксировать положение на 30 секунд.
  • Широко улыбнуться, открыв зубы. Зафиксироваться на полминуты.
  • Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на поверхность нижней губы. Шлепать им, проговаривая слог «ПЯ». При этом верхняя губа касается языка.
  • Рот открыт. Язык надо вытянуть вперед и попытаться свернуть его в виде трубочки. Зафиксировать положение на полминуты.
  • В медленном темпе облизывать языком губы от уголка к уголку, не отрывая языка от поверхности губ. Он должен совершить полный круг. Сначала по часовой, затем против часовой стрелки.
  • На лице широкая улыбка с приоткрытым ртом. Кончиком языка надо касаться то одного уголка, то другого.
  • Улыбка на лице с приоткрытым ртом. Кончик языка прижать к поверхности зубов и с небольшим усилием проводить по задней стенке нижнего зубного ряда. Повторить 10 раз. Упражнение повторить, но проходить языком надо по внутренней поверхности верхних зубов.
  • На лице широкая улыбка. На счет «раз» дотрагиваемся до нижних зубов, на счет «два» — до верхних. Повторить упражнения 5 раз.
  • Рот открыт. Пусть ребенок быстро высовывает и прячет кончик языка. Но он не должен касаться зубов и языка.
  • На лице широкая улыбка. Язык расслаблен и лежит на нижней губе. Выдыхая воздух, ребенок должен дуть на лежащий на столе комочек ваты, чтобы он смог двигаться.

Игры для развития слуха, звукоподражание, логоритмика

Дополнить артикуляционную гимнастику нужно другими упражнениями. Это должны быть упражнения для развития слуха, звукоподражание и логоритмика.

Речевой слух помогает ребенку понимать, различать и воспроизводить звуки. Если он недостаточно хорошо развит, то речь у малыша нечеткая и содержит ошибки.

Примеры упражнений на развитие речевого слуха:

  • Ребенку необходимо продемонстрировать предметы, способные издавать звуки. Это могут быть ложки, барабан, трещотки и другие. Затем необходимо дать малышу прослушать звучание каждого. Потом он поворачивается спиной и угадывает, какой из предметов прозвучал. Целью упражнения становится совершенствование речевого слуха и закрепление навыка в различии звуков.
  • Взрослый берет в руки колокольчик. Ребенок стоит у стены с закрытыми глазами. Взрослый передвигается по комнате и периодически звенит в колокольчик. Задача малыша – указать на звучащий колокольчик рукой, не открывая глаз.

Развитие звукоподражания – еще одна часть логопедических занятий. Для упражнения используется сюжетная картинка в соответствии с возрастной группой ребенка. Это может быть, например, изображение девочки, укачивающей куклу. Пусть ребенок начнет воспроизводить укачивающие движения и баюкает воображаемую куклу. Важно контролировать его артикуляцию.

Хорошие результаты дают игры, основанные на подражании голосам животного мира. Такие логопедические упражнения будут более интересными, если в ходе занятия будут использоваться изображения животных/птиц, их фигурки и фигурки детенышей.

Примером может послужить игра в комарика. На картинке должен быть нарисован комар. «Давай познакомимся с комариком. Его зовут Арсений. Он много летает и часто поет свою любимую песенку – «З-З-З». Давай мы тоже будем ее напевать вместе с Арсением! «З-З-З».

Потом предложите малышу поймать комарика и послушать, как он поет свою песню. Хватаем пустой воздух кулаком, прислушиваемся и поем комариную песню – «З-З-З».

Логоритмика представляет собой логопедические упражнения, сочетающие движения, музыку и речь. Такие занятия очень нравятся всем деткам, потому что всегда проходят в веселой обстановке.

Взрослый человек читает стихотворение вслух и воспроизводит описываемые в произведении движения. Очень важно заранее подобрать соответствующее музыкальное сопровождение. Потом дети повторяют увиденное.

Для занятия можно использовать, например, такое стихотворение:

По узенькой дорожке (ребенок шагает на одном месте)Шагали наши ножки (начинает делать шаги на месте, высоко поднимая колени)По камушкам, по камушкам (топчется на месте)

И в ямку бух (малыш подпрыгивает и садится на пол).

Декламация стихов и скороговорок

Логопедические занятия с ребенком должны включать чтение вслух разных детских стихов. Учить с ребенком сложные стихотворения не стоит, лучше начинать с простых четверостиший.

Отличных результатов можно добиться, если логопедические занятия для детей будут включать скороговорки. Они представляют собой короткие рифмованные предложения. Они помогают сделать речь четкой, хорошо поставленной, а также расширяют словарный запас ребенка и улучшают дикцию.

Шесть мышат в камышах шуршат.
Саша шишки шапкой сшиб, получил на лбу ушиб.

Вы можете также придумать собственную скороговорку, о том как это правильно сделать читайте в разделе «Развитие речи» на нашем сайте.

Самостоятельные логопедические занятия с детьми помогут решить проблемы с простыми дефектами. При наличии серьезных нарушений исправлением речи должен заниматься профессионал.

Источник: https://VseoRechi.ru/razvitie-rechi/artikulyatsiya/logopedicheskie-zanyatiya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.