Леворукий ребенок в начальной школе. Особенности обучения письму леворуких детей

Содержание

Исследовательский проект

Леворукий ребенок в начальной школе. Особенности обучения письму леворуких детей

Автор работы: 

Корелов Иван Артемович

Руководитель проекта: 

Сметанина Наталья Александровна

Учреждение: 

МБОУ Средняя школа № 3 города Няндома

Ученик 3 класса начальной школы решил начать работу над исследовательским проектом по окружающему миру “Кто такие леворукие дети” после того, как заметил некоторые отличия среди одноклассников.

Он стал интересоваться про различия по видам деятельности и в интересах у “правшей” и “левшей”.

В данной проектной работе по окружающему миру “Кто такие леворукие дети” школьник заметил, что «леворукому» человеку очень трудно в праворуком мире, потому что всё оборудование для жизни и труда рассчитано на правшей.

В процессе исследовательской работы по начальной школе на тему “Кто такие леворукие дети” ученик 3 класса провел анкетирование в школе, где выявил интересы леворуких и праворуких детей.

Введение
Основная часть1. Что мы знаем о левшах?2. Как узнать, что ты леворукий?3. Анкетирование детей начальной школы4. Трудно ли быть левшой в окружении правшей?5. Стоит ли переучивать левшу?6. Увлечения леворуких и праворуких детей

Заключение

Литература

Приложения

Введение

Меня зовут Иван Корелов. Я ученик 3 «Б» класса МБОУ СОШ № 3 г. Няндома.

С 1 сентября вместе с ребятами из нашего класса, я посещаю занятия логопеда. В нашей группе есть мальчик, который пишет левой рукой. После звонка мы все расселись по своим местам, но Наталья Александровна попросила Егора пересесть на другое место. Мне стало интересно, почему именно туда?

Учитель улыбнулась и предложила мне провести исследование на тему «Кто такие «леворукие дети». Меня эта тема очень заинтересовала, потому что в нашем классе несколько ребят, которые пишут левой рукой.

Раньше я не задумывался о том, что у левшей могут быть какие – то трудности в учебе. Я попробовал писать и рисовать так, как они, но мне было очень неудобно. У меня появилось несколько вопросов, и мы с мамой начали искать на них ответы:

  1. Кто такие левши и что о них известно?
  2. Как можно понять, что ты левша?
  3. Трудно ли быть левшой в окружении правшей?
  4. Отличаются ли увлечения леворуких и праворуких детей?

В процессе исследовательской работы по начальной школе на тему ” Кто такие леворукие дети ” я провел анкетирование в третьих классах нашей школы, выявил интересы леворуких и праворуких детей.

Цель исследования: выявление особенностей леворуких детей в мире праворуких.

Задачи:

  1. Изучить особенности леворуких детей.
  2. Сравнить интересы и увлечения левшей и правшей.
  3. Провести анкетирование и тесты на определение рукости.
  4. Проанализировать результаты исследования.

Объект исследования: особенности леворукости и праворукости.

Предмет исследования: интересы, увлечения, успехи в учебе леворуких и праворуких детей.

Мои гипотезы:

1. «Леворукому» человеку очень трудно в праворуком мире, потому что всё оборудование для жизни и труда рассчитано на правшей.
2. Я предположил, что у “правшей” и “левшей” есть различия в предпочтениях по видам деятельности и в интересах.

Я выбрал следующие методы исследования:

  • изучение теоретического материала;
  • анкетирование;
  • анализ результатов исследования.

1. Что мы знаем о левшах

Сначала я решил узнать кто такие леворукие дети, и что в них особенного. Оказывается, леворукость и праворукость зависит от того, какое у человека ведущее полушарие мозга.
Итак, наш головной мозг состоит из 2 полушарий. Левое и правое полушария мозга отличаются друг от друга. Они нужны нам для противоположных действий.

Левое полушарие отвечает за математические вычисления, речь, чтение и письмо, двигательные функции. Левое полушарие очень хорошо развито у праворуких людей.

Правое полушарие – за образную память, ритм, восприятие музыки, чувства. Правое полушарие хорошо развито у леворуких людей.

Зная, какое полушарие у нас главное, мы можем правильно выбрать профессию или объяснить, почему у нас что-то не получается в том или ином виде деятельности.

Леворукие дети – правополушарные, а значит более эмоциональные, чувствительные, творческие натуры.

В литературе мы нашли еще и такие интересные факты и особенности левшей:

  • у них необычный взгляд на мир, стремление к новому, интересному.
  • наличие творческих и музыкальных способностей, высокий уровень интеллекта, который помогает добиваться хороших результатов в профессии. Часто левши встречаются среди деятелей искусств: художники, музыканты, актеры, например: Валерий Меладзе, Микеланджело, Чарли Чаплин.
  • левши незаменимы в отдельных видах спорта, например: теннисе, фехтовании, боксе. Они считаются самыми «опасными» и непредсказуемыми противниками.
  • у левшей даже есть свой праздник «Всемирный день левшей», который проходится 13 августа.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что леворукость – это не болезнь, а особенность человека, у которого правое полушарие работает лучше, чем левое.

2. Как узнать, что ты леворукий ребенок?

Протестировать ребенка можно разными способами, я предложил ребятам 2 теста:

Тест №1

Возьмите расческу и расчешите волосы. Возьмите ручку и напишите несколько слов. Возьмите карандаш и нарисуйте солнышко. Послушайте часики. Вырежьте цветочек (Приложение № 1)
Если из 4 заданий вы сделали 3 – левой рукой, то, скорее всего, вы леворукий человек.

Тест №2

Этот тест мы провели для того, чтобы определить ведущую руку, глаз, ухо. Для этого я:

  1. Сделал в небольшой коробочке одно отверстие для глаза, положил туда светящийся предмет и попросил ребенка заглянуть в коробочку, спросив, что там внутри. В это время я отмечал, каким глазом он чаще прикладывается к коробке. (Ведущий глаз)
  2. Приготовил коробочку с горохом, завязал ребенку глаза и попросил побрякать ей и угадать, что там. Отмечаю, каким ухом слушает. (Ведущее ухо)
  3. Предложил брать одной рукой школьные принадлежности. (Ведущая рука)

Если большинство действий определили ведущую левую сторону тела — ребенок левша. Если ведущая правая сторона тела — правша (Приложение №2)

3. Анкетирование детей начальной школы

Сначала я решил узнать, сколько в начальных классах нашей школы леворуких и праворуких детей. Оказывается в начальной школе 398 учащихся.

Из них 361 правша и 37 левшей.

Я провел анкетирование в начальных классах (Приложение №3).

Ребята отвечали на вопросы:1. Какой рукой ты пишешь (ешь, бросаешь мяч)?2. Трудно ли тебе было учиться писать в первом классе?3. Чем ты любишь заниматься? (спорт, рисование, музыка, чтение, поделки)4. Как относятся к твоей леворукости окружающие?

5. А если ученик работает правой рукой – как ты относишься к левшам?

Анализ анкет показал:

  • что большая часть одноклассников не знала как определить ведущую руку, и ее определение им очень понравилось;
  • что учиться в первом классе было трудно всем;
  • большая часть ребят ответили, что они даже не обращали внимания на то, какой рукой работает их сосед, друг;
  • левши ответили, что им иногда бывает сложно писать быстро, читать и считать. Свою леворукость – праворукость ребята определяли впервые;
  • а еще анализ показал, что 21 ученик умеют работать обеими руками.

4. Трудно ли быть левшой в окружении правшей?

Отношение к левшам в разные времена и у различных народов было неодинаковым. В Средние века леворукость считалась знаком дьявола. В дальнейшем левшам стали приписывать одаренность и талант.

Однако, среди праворуких людей тоже очень много известных людей. Это говорит о том, что люди равны между собой, и успехи, достижения зависят не только от природных задатков, но и от желания человека развивать себя, работать над собой.

5. Стоит ли переучивать левшу?

До недавнего времени левшей старались переучивать, но после выяснилось, что если переучивать их силой, то это плохо отражается на учебном процессе, ведёт к различным неврозам и даже может вызвать заикание.

Я попробовал это на себе: (Приложение № 4) как праворукий человек я привязал к телу с помощью мамы правую руку и попробовал все делать левой рукой – это, конечно, возможно, но я очень нервничал, потому что уходило очень много времени, получалось некачественно, и очень хотелось отвязаться.

Во время тестирования 21 ученик написал, что умеет работать обеими руками. Можно предположить, что это переученные левши. По моим наблюдениям эти ребята часто нервничают, торопятся, расстраиваются при неудачах.

Мой вывод: переучивать нельзя, ребенку от этого лучше не будет. Можно пробовать, развивать другую руку, только если он сам этого хочет.

6. Увлечения леворуких и праворуких детей

Я сравнил интересы леворуких и праворуких детей, вот, что у меня получилось: левши действительно больше предпочитают творческие занятия, рисовать, петь, слушать музыку, а правши больше предпочитают точные науки и спорт (Приложение № 5).

Из всего этого можно сделать вывод, что левшам трудно жить в праворуком мире. Потому что все прописи, ручки, мебель и даже ручки на дверях сделаны для правшей.

Заключение

В ходе исследования мне удалось выяснить, что:

1. Среди учащихся начальных классов 37 левшей, 21 умеют работать обеими руками, 340 правшей.2. Я научился и научил одноклассников определять ведущую руку.3. Леворукий человек испытывает неудобства в праворуком мире.4. Интересы левшей и правшей немного отличаются. Леворукие люди склонны к творчеству.

Они увлекаются музыкой, литературой, но им труднее дается чтение, письмо, счет. Праворукие – любят точные науки, спорт. Но, леворукость – это не препятствие для достижения успеха в жизни.

5.

Еще я сделал вывод, что переучивать ребенка – левшу не надо, а можно развивать правую руку, если ребенок этого хочет.

Проделав эту работу, я получил ответы на все интересующие меня вопросы. Было очень интересно подтверждать теорию практикой. Считаю, что моя гипотеза подтвердилась полностью.

В заключении хочу сказать, что я сейчас знаю и могу порекомендовать леворуким ребятам следующее:

  • Чтобы сосед не мешал вам писать, садитесь от него слева.
  • Ручку берите пальчиками на расстоянии 2-3 см от пера.
  • Тетрадь разворачивайте к себе правым уголком, а не левым как это делают правши.

Все это нужно делать для того, чтобы видеть, что вы пишете.

Литература

1. Безруких М.М. Леворукий ребёнок. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2008. – 64 с. (Будущий первоклассник. Подготовка к школе).2. М.М.Безруких. Почему учиться трудно. – М.,1995.

3.

Бачина О.В., Коробова Н.Ф.Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2008.

– 88 с.

4. Воробьёва Т.А., Гузенко Т.В. Леворукий ребёнок: 50 уроков для подготовки к письму. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2011.- 80 с. (Готовимся к школе).
5. Е.И.Николаева. Леворукий ребёнок: диагностика, обучение, коррекция.- С-Петербург.,2005

Тесты для определения рукости

Тест 1

ЗаданиеПравая рукаЛевая рукаОбе руки
Возьмите расческу и расчешите волосы355376
Возьмите ручку и напишите несколько слов36137
Возьмите карандаш и нарисуйте солнышко.357374
Послушайте часы356375
Вырежьте цветочек356376

Фото1. Рисуют праворукий и леворукий ребенок.

Фото 2. Рисунок правши и левши.

Тест 2

ЗаданиеПравая часть тела(глаз, ухо, рука)Левая часть тела(глаз, ухо, рука)
Загляни в коробочку36137
Послушай звук36137
Возьми ручку со стола36137

Пишу левой рукой – каракули!Левой рукой – неудобно, кнопка справа.

Ем левой рукой – неудобно.

Приложение 4

Диаграмма 2
Увлечения праворуких и леворуких детей

Источник: https://obuchonok.ru/node/2327

Ребёнок левша, особенности развития

Леворукий ребенок в начальной школе. Особенности обучения письму леворуких детей

Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Альберт Эйнштейн, Пабло Пикассо, Чарли Чаплин, Людвиг ван Бетховен, Александр Пушкин… Все эти великие люди были левшами.

Невольно задумываешься: может быть, правы те, кто считает леворукость проявлением гениальности? Так или иначе, по данным исследователей разных стран, сегодня от 5 до 30% людей в мире – левши, и с каждым годом их становится всё больше.

Как им помочь принять свою особенность, нужно ли их переучивать и есть ли особенности в подготовке и адаптации к школе таких детей, разбираемся в статье.

Почему возникает леворукость?

Леворукость не диагноз, а особенность развития, индивидуальный вариант нормы. Левши прибегают к помощи левой руки намного чаще, чем правой, однако это не единственное их отличие от правшей.

Мозг леворуких людей тоже устроен по-другому. У правшей превалирует левое полушарие, отвечающее за правую сторону тела, а также логику и анализ.

У левшей же всё наоборот: более сильно развита правая часть мозга, ответственная за левую сторону тела, образное мышление и воображение.

https://www.youtube.com/watch?v=r2CQMx8vDaM

Исследователи выделяют несколько причин леворукости. Во-первых, это может быть генетическая особенность, наследственный признак.

Во-вторых, леворукость «случается» как результат компенсации, возникшей из-за родовой травмы или патологии беременности на последних сроках. Также к развитию леворукости может привести травма правой руки, полученная в раннем детском возрасте.

В ряде случаев леворукость – дело привычки: ребёнок повторяет за одним из родителей-левшей и постепенно привыкает к главенству левой руки.

Леворукость не следует путать с левшеством – специфическим типом нервной системы (прежде всего головного мозга), при котором ведущими являются левая рука, левая нога, левый глаз и левое ухо.

Левша или всё-таки правша?

Если ребёнок активно пользуется левой рукой, например держит в ней ложку, не стоит сразу утверждать, что он левша.

У детей леворукость часто бывает временным явлением и свидетельствует лишь о том, что развитие межполушарного взаимодействия не закончено и доминирование левого полушария, а соответственно, правой руки в обеспечении двигательных функций (во время еды, при письме или рисовании и т.д.) не закреплено.

В этом случае при постепенном увеличении функционального ресурса левого полушария нередко происходит «чудесное перевоплощение» левши в правшу. Утверждать на все сто, что ребёнок левша, можно только после 5 лет – к этому времени созревает правое полушарие.

Истинных левшей – тех, у кого правят бал не только левая рука, но и левый глаз, и левое ухо, – выведет на чистую воду простой тест: попросите малыша обеими руками взять будильник и послушать тиканье часов.

Ухо, к которому ребёнок поднесёт будильник, и будет «ведущим». Для вычисления «ведущего» глаза сверните лист бумаги в трубочку и попросите ребёнка взглянуть через «подзорную трубу» на окружающие его предметы.

Если ребёнок поднесёт её к левому глазу – он точно маленький левша.

Особенности леворуких детей

Как показывают исследования нейропсихологов, у истинных левшей мозговая организация совершеннее, чем у правшей. У них отлично развито мозолистое тело – особая зона, которая отвечает за взаимодействие полушарий головного мозга.

Также у них симметрично расположены речевые зоны, тогда как у правшей они главным образом локализованы в левом полушарии.

Благодаря всему этому истинные левши быстрее обрабатывают информацию, легче адаптируются в праворуком мире и нередко бывают талантливы в самых разных сферах.

Другое дело, когда леворукость – следствие родовой травмы. При таком раскладе правая рука оказывается слабее левой и хуже слушается, поэтому ребёнку приходится использовать генетически не ведущую левую руку.

В отличие от истинных левшей, компенсаторным сложнее в обучении: задержка речевого и психического развития – частые диагнозы-спутники таких детей. У компенсаторных левшей мозг работает буквально «на износ», им необходима нейропсихологическая помощь.

Что интересно, в противоположность истинным левшам, которых переучивать ни в коем случае нельзя, левши компенсаторные в результате специализированных тренировок вполне могут поменять ведущую руку и «перенацелиться» на правую.

Почему не стоит переучивать истинного левшу?

В советское время в отношении детей-левшей ни у родителей, ни у педиатров даже не возникало сомнений: рецепт был один – переучивать. Но всё же физиологами и психологами было доказано, что переучивать леворуких детей не стоит.

Навязывание левшам противоречащих их природе навыков приводит к стрессу и негативно отражается на психологическом и физическом самочувствии.

Последствиями переучивания могут стать: задержка физического развития, нарушение речи и мыслительных процессов, дислексия и дисграфия, нарушение сна и аппетита, резкая смена настроения, вспыльчивость и раздражительность.

В книге известного учёного-физиолога, психолога, доктора биологических наук, профессора, академика РАО директора Института возрастной физиологии РАО Марьяны Михайловны Безруких «Леворукий ребёнок» отмечено, что у левшей, которых переучивают, часто возникают и более тяжёлые состояния:

  • астенический синдром, симптомами которого становятся повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Письменные домашние задания выполняются с особенным трудом: почерк неустойчивый, буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений, а повторное переписывание только ухудшает результаты;
  • школьные страхи – страх перед неудачей, перед письменной работой. Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют переученных детей;
  • невроз навязчивых состояний – он возникает в семьях,где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни;
  • невротический энурез (мочеиспускание), который вызывает у ребёнка чувство вины, страх неизбежности наказания и добавляет неприятностей с обучением;
  • невротическое заикание – оно усиливается после напряжённого выполнения письменных заданий правой рукой;
  • невротические тики – непроизвольные мигание, облизывание губ, наморщивание лба, подёргивание носом, которые окружающие нередко принимают за кривлянье, дурачество;
  • истерические неврозы, которые могут проявляться в виде разных симптомов: истерической слепоты, рвоты, психомоторных припадков и т.п.

Как помочь малышу в обучении

Леворукие дети нередко испытывают сложности во время дошкольной подготовки и непосредственно учёбы.

Им труднее выполнять задания: они медленно пишут, читают, им, как никаким другим, очень важен индивидуальный подход к освоению учебного материала – такой, какой в полной мере обеспечивает образовательная система «Начальная школа XXI века».

При обучении леворуких детей чтению родители сталкиваются с нарушениями пространственного восприятия, например ребёнок переставляет буквы местами, перескакивает через строку и даже читает текст зеркально. Почерк у левшей неустойчивый, с изменяющимся наклоном и неравномерными штрихами, одна из частых проблем – зеркальное письмо.

10 советов родителям леворукого ребёнка

(из книги М. М. Безруких «Леворукий ребёнок»)

  1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребёнку негативное отношение к леворукости.
  2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребёнком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребёнку всегда осложняют ситуацию.
  3. Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребёнком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.
  4. Помните, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности,возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребёнка.
  5. Не рекомендуется «пробовать» научить ребёнка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьёзным нарушениям здоровья.
  6. Определить ведущую руку целесообразно в 4–4,5 года и не менять её, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.
  7. Научите леворукого ребёнка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.
  8. При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей». Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.
  9. Не заставляйте леворукого ребёнка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами – эта работа облегчит ребёнку распознавание букв и процесс обучения чтению.
  10. Ваш ребёнок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребёнок уникален и неповторим.

Любящим родителям прежде всего стоит принять особенность своего ребёнка и помнить, что доминирование левой руки связано с функционированием головного мозга. Категорически нельзя пытаться переделать ребёнка в правшу, предъявлять к нему завышенных требований или сравнивать с другими детьми. Вот ещё несколько рекомендаций психологов и нейропсихологов родителям левшей.

  1. Чтобы ребёнок не чувствовал себя белой вороной в кругу сверстников, не заостряйте его внимание на том, что он левша.
  2. Почаще напоминайте ребёнку, где у него правая рука, а где – левая. Помочь различать лево и право может яркий браслет – наденьте его ребёнку, например, на правую руку.
  3. Приучайте ребёнка пользоваться обеими руками. Особенно хорошо в этом помогают развлечения с мячом, лепка, а также игра на музыкальных инструментах.
  4. Правильно обустройте рабочий уголок ребёнка: свет должен падать справа. А в школе попросите учительницу посадить малыша слева за партой – так ему не будет мешать правая рука соседа.
  5. Во время подготовки ребёнка к школе для облегчения запоминания материала используйте наглядные пособия, так как левша мыслит образно.
  6. Во время чтения предложите ребёнку воспользоваться закладкой, линейкой или даже листком бумаги. Левше бывает сложно уследить за строчками в тексте, и линейка поможет не теряться и не перескакивать через строку.

Мария Березовская

Источник: https://shkolaveka.ru/articles/rebenok-levsha-osobennosti-razvitiya/

Как преодолеть трудности обучения письму левшей: методы, приемы, игры | Все Для Детей

Леворукий ребенок в начальной школе. Особенности обучения письму леворуких детей

Мир создан для правшей – в этом убеждаются маленькие левши и их родители, сталкиваясь с множеством школьных проблем. Обучение письму леворуких детей выделено в особую категорию.

Если в остальных видах учебной деятельности левши и правши идут нога в ногу, то письмо вызывает большие трудности.

Есть ли методы, способные облегчить письменный  труд левшей? Являются ли они эффективными, и возможно ли их использование дома?

Три основные причины леворукости детей

Согласно наблюдениям специалистов, дети, пишущие левой рукой, унаследовали эту особенность от родителей. Если отец или мать левша, то шанс родить леворукого ребенка возрастает в 11- 12 раз.

Леворукость определяют не только гены. Бывают и более серьезные причины – например, нарушения деятельности мозга, а именно, его левой стороны. Поскольку правая рука контролируется левым полушарием, при поражении такового происходит смена ведущей руки.

Третья причина –травмирование правой руки. Вынужденное «безделье» при серьезной травме заставляет ребенка приспосабливаться к новым условиям. Некоторые детишки просто подражают любимому члену семьи. В отдельных случаях наблюдается умение писать двумя руками.

«Двурукость», как проблема обучения письму

При незнании, умение писать обеими руками рассматривается как положительный фактор развития ребенка и его особенной интеллектуальной организации. Однако отсутствие доминирования одной из рук может быть сигналом отрицательных особенностей развития мозга.

К пятилетнему возрасту у большинства малышей ведущая рука определена. Родители сами видят, какой рукой предпочитает пользоваться карапуз. В противном случае следует убедиться, что малыш не нуждается в психологической коррекции взаимосвязей полушарий мозга — отсутствия доминирования одного из них.

Как леворукость влияет на способности ребенка

Все вышеназванные факторы развития ребенка сформировали разное отношение к проблеме обучения левшей письму:

  • левши – творческие натуры, для усвоения нового необходимо дополнительное время;
  • левши – прекрасные приспособленцы в хорошем смысле этого слова;
  • левши и правши равны в своих возможностях.

Некоторые взрослые левши еще помнят те времена, когда учитель вынужден был любой ценой переучить маленького левшу в правшу. Мучились все – дети, родители и сами педагоги. К счастью, бессмысленное требование кануло в Лету. Новейшие методики учитывают особенности обучения леворуких детей письму и дают практические рекомендации по их обучению.

Психологические тонкости в обучении левшей письму

Врожденный пессимизм, которым щедро наделены левши, вносит свои коррективы в общий настрой занятий. Леворукие дети очень ранимы, поэтому им нужен особый подход.

  • Медлительность и инертность левшей доставляет много хлопот и выводит родителей из себя. Тем не менее, такие дети нуждаются в понимании, они не выносят понуканий, угроз, унизительных сравнений. Воспитание левши должно происходить на волне легких подшучиваний и позитива.
  • Категорически не рекомендуется напоминать детям, склонным к унылости, их былые неудачи. Методика обучения письму леворуких детей должна учитывать подобные особенности, потому что именно каллиграфия доставляет левшам наибольшее число неудач.
  • Необходимо помнить об импульсивности и дотошности левшей и не обижаться, если они, не задумываясь, остановят рассказчика, зададут уточняющий вопрос и уйдут в себя, обдумывая новую информацию.
  • Левши с трудом ориентируются в пространстве. Это находит свое отражение в занятиях по письму, при чтении и решении математических заданий.
  • Леворукие малыши предпочитают действовать по плану, поэтому творческие задания могут вызвать новые трудности.
  • Пробелы в знаниях левшей недопустимы. Эти школьники с нестандартным мышлением и трудностями в письме, очень доскональны. Чем подробнее алгоритм, тем выше шанс, что левша сделает задание правильно.

Особенности обучения письму левшей

Многие родители волнуются, что не сумеют научить левшу красиво писать, потому, как он держит ручку не так, как обычные дети. Было бы большой ошибкой приучать леворукого ребенка сидеть и держать ручку так, как это делают правши.

Правильная посадка

Посадка левши за письменным столом ничем не отличается от общепринятой.

Рабочий стол

Расположение предметов на столе у леворукого малыша несколько другое:

  • источник света стоит справа;
  • тетрадь лежит в зеркальном отображении – с наклоном вправо или прямо;
  • в процессе заполнения страницы, тетрадка сдвигается вверх.

В школе, где оборудование класса ориентировано на праворуких учеников, освещение располагается не совсем удобно для левши. Решить проблему можно, усадив школьника у окна, с левой стороны парты.

Как держать ручку

Если Вы заметили, что воспитываете ребенка-левшу, нужно позаботиться, чтобы как можно раньше, еще до школы, научить его писать ручкой правильно:

  • отступить от кончика ручки около 3,5 – 4см;
  • держать ее двумя пальцами (большим и указательным) и кладут на «подушечку» – средний палец; в отличие от праворукого письма, указательный палец левши должен быть выпрямлен, чтобы не закрывать строчку.

Ориентация в тетрадке

Левши часто путают стороны в тетрадке, поэтому им иногда «намечают» руки – это может быть браслетка или часы.

  • для левши допустимо и даже предпочтительно писать буквы прямо, без наклона вправо;
  • написание без отрыва для левши практически невозможно, поэтому это требование к каллиграфической грамотности  для леворуких не актуально.

Ошибки левшей при письме и методы их коррекции

Как правильно научить писать левшу? Для леворуких детей характерна более стойкая склонность к дисграфии. Поэтому все действия родителей и педагогов должны быть направлены на предупреждение недочетов:

  • зеркальное написание;
  • незнание того, откуда начинать писать;
  • склонность «уезжать» со строки вверх и вниз;
  • нарушения последовательности букв;
  • написание лишних и недостающих букв.

Профилактика и исправление каллиграфических недочетов состоит в срисовывании картинок и схем. При чем, нужно обращать внимание, чтобы при выполнении задания ребенок не разворачивал детали рисунка в обратную сторону. Хороший эффект дают занятия прикладным творчеством: аппликацией, рисованием узоров, вышиванием.

Предпочтительные темы работ – геометрические, животных и растительные орнаменты. Такие виды творчества характерны для народных промыслов – росписи посуды и игрушек, создания эскизов, вышивки. Занятия ручным трудом облегчают ножницы для леворуких.

Прописи для левшей – довольно эффективные тетрадки, последнее слово методики в вопросе, как научить писать леворукого ребенка. Развивающие тетрадки, методички для родителей, беседы с учителем помогут левше адаптироваться к школе и стать успешным учеником.

Этапы в обучении письму леворуких школьников

Левшам гораздо труднее осваивать письмо, чем их праворуким товарищам. Проблему осложняет отсутствие энтузиазма в силу их психологических особенностей. При малейшей неудаче или критике, ученик готов бросить работу и даже возненавидеть каллиграфию.

Как научить писать левшу? Чтобы сформировать стойкие навыки, нужно соблюдать алгоритм работы с новым материалом.

Знакомство с буквой

  • расскажите, из каких элементов состоит новая буква;
  • покажите, как и в каком порядке, она пишется;
  • при демонстрации написания желательно пользоваться фломастером, так как он дает более четкий след и показывает последовательность нагляднее.

Пассивная практическая часть

Узнав, как писать новую букву, левша еще не готов работать ручкой. Предложите ему поруководить Вашей рукой. Пусть он говорит, что делать, а Вы будете выполнять.

Активная практическая часть

Теперь позвольте левше писать самому. При этом зорко наблюдайте и старайтесь не вмешиваться без необходимости. Комментирование вслух должно сопровождать все действия леворукого ученика, пока он не освоится достаточно, что бы работать молча.

Закрепление учебного эффекта

Учить писать левшу и закреплять материал можно таким методом, как анализ написанного. Ребенок должен подумать и рассказать, что он сделал хорошо, а где ошибся.

Для оптимизации обучения письму, полезна такая таблица, как прописной алфавит со схемами написания букв. Направление и порядок письма показаны с помощью стрелок и нумерации действий.

Эти плакаты – большая редкость. Поэтому Вы можете купить простой прописной алфавит и дополнить его самостоятельно.

Источник: http://www.vse-dlya-detey.ru/obuchenie-rebenka/1216-kak-preodolet-trudnosti-obucheniya-pismu-levshej-metody-priemy-igry.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.