Конструирование как вид продуктивной деятельности. Конструирование – один из видов изобразительной деятельности дошкольников. Что такое продуктивные виды деятельности

Содержание

Развитие продуктивных видов деятельности дошкольников

Конструирование как вид продуктивной деятельности. Конструирование - один из видов изобразительной деятельности дошкольников. Что такое продуктивные виды деятельности

Каждый родитель, безусловно, желает своему ребенку здоровья и благополучия и хочет, чтобы он развивался в соответствии со своим возрастом. Для того, чтобы развитие малыша было всесторонним, а сам процесс казался интересным, необходимо заботиться о нем с самого раннего детства.

Особая роль в процессе становления маленького человека личностью отводится дошкольному периоду.

Несмотря на кажущуюся беззаботность данного времени, в возрасте 5-6 лет ребенок продолжает активно познавать мир.

Его речь постоянно совершенствуется, движения становятся более сложными и скоординированными, лексикон постоянно пополняется новыми словами, а тяге к познанию позавидует даже самый увлеченный взрослый.

Лепка из пластилина – это творчество, развитие моторики и пространственного мышления

Родителям необходимо прочувствовать этот период и пережить его вместе с малышом. Данное время должно быть использовано с пользой: в дошкольном возрасте особое внимание необходимо уделить развитию продуктивных видов работы.

Что это такое?

Продуктивные виды деятельности – это действия, направленные на получение определенного результата, продукта.

К действиям продуктивного характера у дошкольников принято относить изобразительную и конструктивную деятельность. В первой группе находятся такие виды работы как рисование, аппликация и лепка. Ко второй относится моделирование из бумаги. Остановимся на каждом виде подробнее.

Рисование

Изображение предметов окружающей действительности на бумаге является важным аспектом развития ребенка. Познавая мир, получая каждый день новые впечатления от, казалось бы, обыденных вещей, малыш накапливает свой бесценный опыт. Эти ощущения станут прочной основой для дальнейшего познания окружающей среды.

Рисование – любимое занятие всех детей

Так как все явления оказывают сильное влияние на ребенка, он старается сохранить эти воспоминания. В этом ему поможет бумага, карандаши и краски. При помощи этих принадлежностей дошкольник погружается в мир своей фантазии и впечатлений.

Природа радует глаз разнообразием форм, размеров и оттенков. При помощи разных цветов красок или карандашей ребенок не только сможет передать сходство рисунка с реальностью, но и показать свое отношение к тем или иным предметам.

Родителям очень важно поощрять такую деятельность их чада и периодически анализировать получившиеся рисунки.

Почему ребенок выбрал именно такой цвет? Почему нарисовал один объект больше другого? В процессе беседы можно выяснить много интересного о том, как малыш воспринимает действительность.

Дети любят нестандартное рисование

Лепка

Кто в детстве не любил заниматься с приятными на ощупь материалами – глиной и пластилином? Скорее всего, многие вспомнят, как приятно было сжимать, катать, растягивать пластичный материал. Не отказывайте и своему ребенку в этом тактильном удовольствии.

В дошкольном возрасте очень важно уделить внимание развитию мелкой моторики. Изготавливая мелкие детали из пластилина (например, глаза животного), ребенок учится усидчивости и трудолюбию.

В моменты работы с пластилином нервные окончания в области пальцев оказываются активно задействованными, что оказывает общее положительное влияние на здоровье и развитие дошкольника.

Лепка из глины – отличный способ развития творческих способностей

Еще одним важным моментом во время лепки является то, что вопрос перспективы снимается сам собой.

Если на рисунке необходимо учитывать, какой предмет находится на композиции дальше, а какой – ближе, то при работе с пластилином в этом просто нет необходимости.

Ребенок сам видит, какой элемент на каком месте должен располагаться.

Работа в трехмерном пространстве способствует также развитию у дошкольника представления о композиции, высоте и ширине; появляется пространственное мышление.

Аппликация

Еще одним из изобразительных продуктивных видов деятельности дошкольника является выполнение аппликации. Это простое, на первый взгляд, занятие, позволяет развить массу полезных навыков у детей.

https://www.youtube.com/watch?v=cQfj04uRCLw

Для аппликации можно использовать любые материалы

  1. Во-первых, выполнение аппликации задействует мускулатуру рук, что приводит к улучшению координации движений.

  2. Во-вторых, данный вид деятельности сопряжен с другими полезными навыками: это и работа с клеем, и умение правильно орудовать ножницами, и раскладывание заготовок на листе.
  3. В-третьих, безусловно, аппликация также помогает развивать понятие о композиции.

    Раскладывая фигуры разных форм, цветов и размеров на бумаге, ребенок создает свою собственную композицию. Он учится размещать детали, комбинировать различные цвета.

  4. В-четвертых, аппликация, если так можно сказать, является зачатком геометрии.

    Ребенок пополняет свой словарных запас названиями фигур и пространственными понятиями: справа, слева, сверху, снизу, в углу и т. д. Эти навыки помогут не только в детском саду на занятиях аппликацией, но и в будущем, на уроках математики.

Аппликация в рамочке – подарок для мамы

Таким образом, изобразительные виды продуктивной деятельности дошкольника не только играют развлекающую роль, но и развивающую. Очень важно уделить пристальное внимание их формированию, даже если кажется, что такие виды работы не несут никакой нагрузки.

Конструктивные виды деятельности дошкольника: конструирование

Еще одной важнейшей группой навыков ребенка является конструирование. На сегодняшний день, возможно выполнять модели из разных элементов: природных материалов, конструктора, бумаги. Чем же так важно умение конструировать.

Игра с конструктором развивает пространственное мышление

В процессе работы с различными материалами, ребенок усваивает массу знаний.

  1. Во-первых, такой вид деятельности позволяет сформировать у дошкольника понятия о центре объекта, его углах, высоте и ширине, симметрии, пропорциях.
  2. Во-вторых, конструирование дает ребенку возможность увидеть своими глазами, как из плоских объектов (например, бумаги) путем некоторых преобразований получаются вполне объемные фигуры.
  3. В-третьих, у малыша происходит развитие аналитической стороны его мышления. Для того, чтобы что-то сконструировать, необходима определенная задумка, замысел, композиция; только создав в своем сознании план действий, ребенок приступает к работе.

Кроме того, конструирование не только не уступает, но и, возможно, превосходит некоторые из изобразительных видов продуктивной деятельности по энергозатратам и необходимой усидчивости.

Конструирование из бумаги – оригинальных способ развить фантазию

Как можно увидеть, конструктивная деятельность ребенка позволяет развить массу полезных навыков, которые пригодятся в дальнейшем обучении.

Развитие продуктивных навыков у дошкольников помогает развить эстетическую, нравственную, умственную и физическую стороны мышления ребенка.

Почему это важно?

Может показаться, что слишком большое внимание уделяется таким незамысловатым занятиям как лепка, рисование и собирание конструктора. Со стороны не видно, какие усилия прилагает ребенок, его развитие не выглядит очевидным, ведь совершенствование навыков происходит постепенно. Однако не стоит недооценивать продуктивные виды деятельности.

Современная система образования, которая претерпевает постоянные изменения, с недавних пор пришла к тому, что детские сады стали частью всей системы. Проще говоря, развитие ребенка начинается уже в пресловутом «садике». Там опытные воспитатели и учителя помогут ребенку раскрыть потенциал и развить по максимуму все положительные качества.

Развитие детей – основная задача дошкольного образования

Ребенок в сфере образования становится не объектом, на который осуществляется воздействие, а субъектом, который сам играет центральную роль в собственном развитии.

Иными словами, не учитель должен «запихивать» знания в воспитанника, а сам малыш должен стремиться добыть необходимую информацию. Этот феномен появился благодаря гуманизации и демократизации образования, когда внимание перемещается с учителя на ученика, и именно последний становится центром воспитательного процесса.

Совершенствование навыков, полученных в дошкольном учреждении, с родителями поможет как взрослым, так и ребенку: вам будет проще понять свое чадо, а ему, в свою очередь, будет приятно продемонстрировать своей семье, что он умеет делать. Именно поэтому важно и нужно развивать продуктивные навыки.

Итог

Как можно заметить, продуктивные навыки, развитые в дошкольном возрасте, имеют массу плюсов:

  • развитие эстетических и нравственных чувств воспитанника;
  • совершенствование его умственной и физической сторон;
  • формирование понятий о пространстве, форме, композиции;
  • приобретение дополнительных навыков работы с инструментами и канцелярскими принадлежностями;
  • развитие усидчивости, трудолюбия, логики.

А для того, чтобы всего этого достичь, нужно сделать не так уж и много: обеспечить малыша всеми необходимыми материалами и вместе с ним попробовать смастерить поделку, вылепить фигурку или нарисовать картину. Это доставит удовольствие и вам, и ребенку, и поможет ему сделать еще один шаг к своему успешному образованию.

Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/zanyatiya-s-rebenkom/razvivaem-produktivnye-navyki.html

Какая продуктивная деятельность доступна дошкольникам

Конструирование как вид продуктивной деятельности. Конструирование - один из видов изобразительной деятельности дошкольников. Что такое продуктивные виды деятельности

Скорее всего, родителей озадачит вопрос, какой продуктивной деятельностью предпочитает заниматься их ребенок. При этом в доме уже может накопиться пухлая папка с детскими рисунками или образоваться целая выставка поделок, созданных ребенком. Но не все родители знают, что продуктивная деятельность дошкольников подразумевает именно такие результаты. 

Что такое продуктивная деятельность детей

Понятие «продуктивная деятельность» наводит на мысль, что результатом определенных действий должен быть некий продукт.

Дети дошкольного возраста больше ориентированы непосредственно на процесс. Выполняя различные действия, они познают окружающий мир. Малыши любят разобрать игрушку до последнего винтика только для того, чтобы посмотреть, что там внутри. Созидание, получение продукта мало совместимо с дошкольным возрастом. Однако, смотря что подразумевать под продуктом детских усилий.

Продуктивная деятельность детей дошкольного возраста направлена на создание реального продукта в виде рисунка, поделки, конструкции, аппликации, связанного крючком квадратика под присмотром бабушки и подобных изделий.

особенность продуктивной деятельности дошкольников заключается в появлении и материализации замысла. Если в игре замысел реализуется посредством действий и общения, то в данном случае ребенок получает конкретный продукт.

Продуктивная деятельность оказывает огромное влияние на развитие восприятия дошкольника. Изготавливая поделку или конструкцию, ребенок усваивает предметные свойства и отношения, разбирается с формой и размерами. Эти характеристики становятся доступными для понимания малыша только тогда, когда он применит их на практике.

Продуктивные виды деятельности дошкольников

Не всякая занятость ребенка приводит к наглядному продукту. И игра может порадовать результатом. Например, в сюжетно-ролевой игре ребенок может научиться накрывать стол или понять, как происходит покупка в магазине. В процессе игры развиваются коммуникативные умения, дети находят своих друзей. Это все важные результаты. Но не предметные, не материальные.

К продуктивным видам относят:

  • Изобразительную деятельность
  • Конструирование
  • Рукоделие

Возможно, что некоторые родители сомневаются назвать продуктом тот результат, который получается у ребенка после его экспериментов с красками или соединения некоторых деталей конструктора.

С точки зрения качественных характеристик результат часто в исполнении дошкольника слабоват… Тем более, взрослым нужно помнить, что ребенок демонстрирует все, что он делает, с желанием услышать поддержку и похвалу, а не критику.

Продуктивность изобразительного творчества и рукоделия

К изобразительной деятельности относят рисование, лепку и декоративное творчество. Это может быть изготовление аппликаций и других поделок. Близко к этому виду и рукоделие, хотя требует большей техничности, а поэтому доступно уже в старшем дошкольном возрасте.

Как только малыш трех-четырех лет в своих каракулях увидит некий объект, можно считать, что он создал свой первый продукт. Значит, ребенок не просто хаотично чертил на листе. У него был замысел! А что получилось – соответствует возрасту.

В среднем дошкольном возрасте дети рисуют вполне узнаваемые образы. Фигурки из пластилина еще не получаются, но простые формы уже вполне реализуемы. Яблоко, огурец, тарелку способен вылепить каждый ребенок.

Дети 6-7 лет имеют вполне сформированные навыки рисования и лепки. Усидчивые внимательные дети интересуются созданием аппликаций, присматриваются к вязанию и шитью. Если в семье кто-то увлекается рукоделием, старшие дошкольники обязательно приобщаются к этой деятельности.

Продукт деятельности в конструировании

Причисляя конструирование к продуктивной деятельности, важно иметь в виду, что продукт в этом случае временный. Редко какую конструкцию удается сохранить на продолжительное время. Разве что старший дошкольник смастерит по схеме из металлических или пластиковых деталей машину, кран, робота, и ему захочется на определенное время сохранить удачную модель.

У любой конструкции короткий век. Дети строят, собирают некий объект, смотрят на него, призывают взглянуть других, ожидают услышать похвалу и… в скором времени разрушают, чтобы создать нечто иное.

Но очевидно, что данная деятельность и осуществляется ребенком ради конкретного продукта. Это именно тот вид деятельности, который дает возможность увидеть дошкольнику наглядные достижения.

Организация продуктивной деятельности дошкольников

Большинство дошкольников включается в продуктивную деятельность с подачи взрослого. Лучше, если взрослый будет побуждать и мотивировать ребенка, а не делать за него большую часть работы.

Данные виды деятельности создают прекрасные условия для формирования самостоятельности ребенка.

Даже, когда дошкольник занят таким непростым делом как изготовление композиции из природных материалов, взрослый сопровождает не каждый его шаг. Такую самостоятельность ребенка следует поощрять.

Достаточно спросить у дошкольников «Из чего бы нам смастерить…?», и дети предложат свои варианты.

Детское воображение подсказывает, как горстку мха применить для создания кроны дерева, а из соломинки сделать солнечные лучики. Особенно старшие дошкольники способны отходить от тех стандартов, которые предложили взрослые, или они уже видели ранее.

Ценным опытом для дошкольника станет выполнение задания в группе детей. Например, дети рисуют на заданную тему. У всех, разумеется, получатся разные рисунки. Крайне полезно по завершении показать свое творчество всем и посмотреть рисунки других. Ребенок наглядно увидит свой результат в ряду других работ, что внесет вклад в формирование адекватной самооценки.

Не нужно бояться, что у кого-то из детей самооценка рухнет от осознания слабости своего рисунка.

Стремление быть причастным к действиям у дошкольника выражено намного сильнее, чем нацеленность получить качественный результат.

И если большинство детей восхитятся чужим рисунком, а не его, дошкольник спокойно примет этот факт. А вот взрослый обязан найти, за что похвалить каждого ребенка, когда он занят продуктивной деятельностью.

Таким образом, вовлечение дошкольника в создание реального продукта дает многое. У ребенка развивается ручная умелость, художественные и творческие способности, актуализируется потребность быть самостоятельным, формируется адекватная самооценка. В современном мире взрослым нужно находить больше возможностей для организации различных видов продуктивной деятельности дошкольников.

Источник: https://alldoshkol.ru/deyatelnost/kakaya-produktivnaya-deyatelnost-dostupna-doshkolnikam

Педразвитие | Виды продуктивной деятельности

Конструирование как вид продуктивной деятельности. Конструирование - один из видов изобразительной деятельности дошкольников. Что такое продуктивные виды деятельности

Шульц Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Металлплощадская СОШ
Населённый пункт: г. Кемерово, п. Металлплощадка, Кемеровская обл. Кемеровский р–н
Наименование материала: Методика продуктивных видов деятельности
Тема: Виды продуктивной деятельности
08.08.2018
Раздел: дошкольное образование

Виды продуктивной деятельности: рисование, лепка,

аппликация, конструирование.

Исследования последних лет показывают, что из года в год растет количество

детей, имеющихотклонения в речевом и личностном развитии.

Развитие

детской

личности является

актуальной

проблемой

современной

педагогики. Развивать личность детей необходимо различными путями, в том

числе и с помощью продуктивной деятельности.

Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от

степени

сформированности

тонких

движений

пальцев

рук.

Работа

на

занятиях продуктивной деятельностью способствует развитию воображения,

представления,

развиваются

разнообразные

движения

пальцев

рук:

координация

обеих

рук,

координация

глаз-рука-предмет,

зрительный

контроль.

Основа

продуктивной

деятельности

это

интегрированный

подход

к

занятию, т.е., это процесс который позволяет ребенку снять напряжение,

утомление, это переключение на различные виды деятельности.

Продуктивной

деятельностью называют

деятельность

ребенка

под

руководством

взрослого,

в

результате

которого

появляется

определенный

продукт созданный ребенком.

К продуктивным видам

деятельностиотносятся: конструирование, рисование, лепка, аппликация и

др.

Самое большое удовольствие для ребенка – это работа с природными или

«необычными»

материалами

+

традиционные

элементы

продуктивной

деятельности.

Созданный в ходе продуктивной деятельности продукт позволяет определить

отношение ребенка к окружающему миру, его эмоциональное настроение,

понимание

предмета,

как

образ

целого.

Следовательно,

продуктивную

деятельность можно рассматривать как инструмент диагностики ребенка на

развитие когнитивных навыков, а так же на личностное развитие ребенка.

Рисование, лепка, конструирование и аппликация способствуют раскрытию

индивидуальности

ребенка,

эмоции,

получаемые

ребенком

при

работе

с

различным материалом, являются движущей силой, которая лечит детскую

психику, помогает справиться с различными трудностями и негативными

жизненными обстоятельствами.

Конструирование

Конструктивная

деятельность значима

и

актуальна

для

развития

и

коррекции

пространственных

представлений,

образного

мышления,

речи,

творческого

воображения,

моторики,

предпосылок

компьютерного

конструирования

у

ребенка

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

их

нормально

развивающихся

сверстников.

Однако

с и с т е м н ы е

и с с л е д о в а н и я

п о

р а з в и т и ю

конструктивных способностей у детей с задержкой

психического развития практически отсутствуют.

Основополагающим

моментом

в

конструировании

выступает аналитико-

синтетическая

деятельность

по

обследованию

предметов,

дающая

возможность определить структуру объекта и его частей, учесть логику их

соединения.

Коррекционно-развивающиеся задачи:

1. развивать

конструктивные

способности,

с а м о с тоя т е л ь н о с т ь ,

коммуникативные умения у детей с ЗПР, мелкую моторику, интерес к

конструированию и движениям;

2. повышать самооценку у детей с ЗПР;

3. анализ постройки совместно с взрослым (дети с ЗПР);

Воспитательные задачи:

1. доставить детям радость от совместной деятельности;

2. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, аккуратность.

Лепка

В с е

п р е к р а с н о

з н а ют,

ч то л е п к а

и з

пластилина помогает малышу развить мелкую

м о т о р и к у,

у с и д ч и в о с т ь ,

в н и м а н и е ,

пространственное

мышление,

фантазию.

Познакомить ребёнка с пластилином можно

тогда,

когда

его

можно

удобно

усадить

и

помочь ему владеть своими ручками. Но дети

с

ограниченными

возможностями,

как

показывает

наша

практика,

пластилин

не

любят,

но

отказываться

от

этого

вида

продуктивной деятельности нельзя, ни в коем

случае.

Мы

заменяем

пластилин соленым

тестом и

по степенно

приучаем

малышей

работать с ним. Тем более, что соленое тесто можно приобрести и в готовом

виде, оно очень яркое и приятное для детей.

Рисование

Рисование тесно

связано

с

развитием

наглядно-действенного

и

наглядно-

образного мышления, а также с выработкой новых

навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения,

обобщения и т.п.

Работая

над

рисунком,

ребенок

учится

выделять

внешние

особенности

предмета,

главные

и

второстепенные

детали,

соотносит

одну

часть

предмета с другой. Учится представлять результат

своей работы.

Занятия рисованием очень важны. Ребенок учится

удерживать определенное положение корпуса, рук,

развивает

тонкую

координацию

пальцев;

регулирует

наклон

карандаша,

кисти, размах, темп движения, силу нажима; учится слушать и выполнять

задание. В течение детства изобразительное искусство проходит ряд стадий.

По ним можно определить развивается ребенок в соответствии со своим

возрастом, опережает его или отстает в развитии. Настоящий возраст ребенка

и «возраст развития» не всегда совпадают.

На занятиях с детьми мы учитываем их возможности, их потенциал ставим

цели для себя и ребенка и последовательно достигаем их. Каждая возрастная

норма имеет свои цели и задачи. Самым сложным для нас и детей – это до

изобразительный

этап,

так

называемые «каракули».

Для

того

чтобы

«каракули» появились необходимо научиться применять силу мышц кисти,

научиться удерживать карандаш.

Аппликация

Аппликация –

один

из

любимых

детьми

видов

изобразительной

деятельности:

детей

радуют

яркий

цвет

бумаги,

расположение

фигур,

большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания.

На

занятиях

аппликацией

особо

следует

выделить организацию

обследования предметов.

Обследование –

это

организованный

взрослыми

процесс

восприятия

предмета, который, заключается в том, чтобы выделить стороны и свойства

предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить

процесс изображения. В процессе такого восприятия у детей формируются

отчетливые представления о тех свойствах и качествах предметов, которые

важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета).

Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть

этим

процессом.

Форма,

строение,

цвет,

прежде

всего,

воспринимаются

зрительно,

поэтому

предметы

необходимо

рассмотреть,

а

самое

главное

ощупать.

Наиболее интересной и доступной для детей,

является а п п л и к а ц и я

и з

бу м а г и

я р к и х

расцветок.

У

детей,

имеющих

отставание

в

развитии,

всегда

нарушена

тонкая

координация

рук,

поэтому

само стоятельно

п ол ь з о ват ь с я

ножницами они не могут, все заготовки для

аппликаций

готовятся

специалистами

или

родителями. Также бумагу можно просто рвать

на

мелкие

кусочки,

что

доставляет

детям

огромную радость оттого, что они это делают

самостоятельно, это улучшает мелкую моторику, увеличивает силу мышц

кисти,

улучшает

координацию

пальцев

рук,

формирует

захваты

пальцев.

Затем эти кусочки дети окунают в клей и наклеивают на лист бумаги.

Аппликация, лепка, конструирование, рисование –

являются

очень

важным

инструментом

при

формировании

двух

высших

мозговых

функций

– праксиса и гнозиса.

Практическое задание 2. Разработать перспективный план работы

по развитию продуктивной деятельности (на месяц). Возрастную группу

и образовательную программу слушатель выбирает самостоятельно.

Перспективное планирование по развитию продуктивной

деятельности на ноябрь по работе с детьми 3-4 лет.

Задачи развития

Форма организации

образовательного

процесса

Организация среды

Учить ребенка проявлять

эмоциональное отношение к

процессу деятельности;

создавать яркие образы:

Продолжать учить

правильно держать

карандаши, кисть, не

напрягая мышц и не сжимая

сильно пальцы;

Упражнять рисовать

предметы окружной формы,

передавать в рисунке прямые

длинные (горизонтальные)

линии.

Учить чередовать цвета.

Закреплять знание названий

цветов (красный, синий,

желтый, зеленый).

Воспитывать стремление

добиваться хорошего

результата. Развивать

цветовое восприятие.

Вызывать у детей радость

от созданного ими

изображения. Формировать

навыки аккуратной работы.

Учить ориентироваться на

плоскости листа (вправо-

влево, вниз-верх, правый

левый угол, и Т.Д.)

«Колечки большие и

маленькие»

«Красивые и воздушные

шары»

«Яблоки»

«Украсим коврик для

щенят»

Бедный зайчик заболел, ни

чего сутра, ни ел.

Пластмассовые кольца

(большие и маленькие ½

альбомного листа, цветные

карандаши).

Воздушные шары 2 цвета

гуашь. (Шары по

количеству детей) ½

альбомного листа.

½ альбомный лист с

изображением контура

дерева, гуашь (красная,

желтая), муляжи яблок.

½ альбомного листа,

гуашь два цвета, игрушка

собачка.

Кисти, клей, салфетки,

формы, два зайчика

(грустный, веселый),

альбомный лист.

½ альбомного листа,

зеленые треугольники;

6см, 5см, 4см и высотой

3см, 2,5см, 2см,

коричневый квадрат 1х1см,

цветные маленькие

Наклеивать готовые формы

в определенной

последовательности,

учитывать их величину и

высоту, от самого большого

до самого маленького.

Участвовать в совместимой

деятельности.

В ходе лепки подводить

детей к изображению посуды

(тарелка, ложка, блюдце):

Учить лепить из круглой

формы чашку, путем

вдавливания пластилина,

сглаживать поверхность

мокрой тряпочкой;

Учить детей самостоятельно

намечать тему, доводить

задуманное до конца.

Развивать художественный

вкус и эмоциональную

отзывчивость.

Воспитывать заботливое

отношение к животным и

интерес к ним.

Овладевать элементарными

конструкторскими навыками

(представлять, прикладывать,

делать простые

прикрытиями).

Учить сравнивать предметы

по ширине.

«Елочка-елка»

«Чашка для молока»

«По замыслу»

кружочки.

Пластилин, доски,

мокрые салфетки, образы

керамической и

деревянной посуды.

Пластилин, дощечки,

салфетки, природный

материал.

Схема, кирпичики

строительный материал.

Игрушки для построек.

Образец постройки.

Строительный набор,

схема ворот.

Учить выполнять

простейшую конструкцию по

графической модели.

Развивать умении

соотносить элементы

графической модели с

частями предметного

образца, устанавливать

соответствие между ними.

Сформировать понятие

(широкая- узкая).

Обогащать речь детей

высказыванием: красная

дорожка шире зеленой,

зеленая дорожка уже

красной.

Воспитывать аккуратность.

«Дорожки разной ширины»

«Ворота для заборчика»

Источник: http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=8764

Продуктивная деятельность дошкольников, особенности для старшей, младшей группы, подготовительной и средней группы детского сада

Конструирование как вид продуктивной деятельности. Конструирование - один из видов изобразительной деятельности дошкольников. Что такое продуктивные виды деятельности

Постижение окружающего мира дошкольниками начинается с предметного восприятия и постепенно заменяется образным.

И среди универсальных способов осуществления этого перехода можно назвать продуктивную деятельность.

Её организация имеет некоторые особенности в зависимости от возраста воспитанников детского сада, а также образовательных целей конкретного отрезка учебно-воспитательного процесса.

Продуктивная (в некоторых источниках «практическая или творческая деятельность») – это созидательная работа, нацеленная на преобразование исходного материала или сочетаний материалов в конечный продукт, который будет соответствовать замыслу.

Занятия продуктивной деятельностью обычно имеют игровую форму проведения. Они помогают детям социализироваться, выработать такие важные для последующей ступени образования качества, как усидчивость, последовательность в выполнении задания, а также развивают графические навыки.

Таким образом, в сочетании с игрой практическая активность готовит психику дошкольников к обучению в школе.

Практическая деятельность помогает ребятам социализироваться

Миссией продуктивной деятельности в детском саду является:

  • развитие воображения, мышления (в младшем и среднем дошкольном возрасте сравнивать объекты, а в старшем анализировать, систематизировать);
  • создание оптимальных условий для физического развития;
  • воспитание целеустремлённости (дети настойчиво стараются добиваться своих целей при выполнении рисунка, заучивании движений танца и пр.);
  • расширение сферы познания (если в младшем дошкольном возрасте этот аспект связан с изучением материалов для продуктивной деятельности, то в среднем и старшем — это варианты создания конечного продукта, а также придумывание способов взаимодействия с ним);
  • развитие общей мускулатуры и мелкой моторики;
  • воспитание инициативности (малыши с большим удовольствием рисуют, лепят, поют и танцуют в свободное время).

Задачи продуктивной деятельности в детском саду

Осуществить цели творческой активности можно при условии решения задач продуктивной деятельности. Их направление будет единым для детей всех возрастных групп, отличия будут касаться выбора способов воплощения:

  • развитие творческих способностей (малыши пробуют себя не только в различных видах креативной деятельности, например, в театрализациях, но и осваивают техники в отельных жанрах, к примеру, монотипия в рисовании для средней группы или аппликация из круп во второй младшей);
  • развитие физических способностей (в пении дети тренируют дыхательную систему, в хореографии — опорно-двигательный аппарат);
  • активизация заинтересованности малыша в выполнении того или иного вида продуктивной деятельности;
  • формирование собственного видения жизни (особенно ярко это проявляется в творческих заданиях на свободную тему);
  • стимулирование интереса к продуктивной активности (желание рисовать, строить, лепить, танцевать, петь, заниматься театрализацией — это важные показатели взросления ребёнка, поэтому такие порывы в любом возрасте подавлять нельзя);
  • формирование ощущения предметного мира, а также его моделирование в различных видах продуктивной деятельности (к примеру, со второй младшей группы дети начинают говорить о планете Земля, воплощая эти беседы в раскрашивании готовых шаблонов планеты, создании аппликации, после этого в средней группе дети, получив представления об объёме, выполняют поделку «Земля» из папье-маше и готовых масштабированных картинок, а в старшей группе ребята, ознакомившись с такими понятиями, как море, суша, горы и пр., делают аппликации-макеты, сверяя с глобусом местоположение природных объектов);

    В конструировании и других видах продуктивной деятельности дети осваивают предметный мир

  • получение представлений о сенсорных эталонах и их закрепление (в младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с сенсорными образцами — формой, цветом, размером, в средней учатся находить эти формы в окружающих предметах, а в старшем пытаются своими руками создавать объекты, воспринимаемые глазом);
  • тренировка мелкой моторики (в младшем возрасте это важно для развития речи, в среднем и старшем дошкольном — для подготовки руки к письму);
  • пополнение словарного запаса и представлений о языке (дети первой, второй младших групп расширяют пассивный и активный словарь, знакомясь с названиями материалов для поделок, простейшими операциями – «приклей», «сложи», «проведи линию» и пр., в средней и старшей ребята учатся воспринимать цельные инструкции по выполнению работы, а также составлять собственные по образцу отработанных — к примеру, объясняя товарищу порядок склеивания квадратиков из цветной бумаги при работе с кубиками Никитина);
  • воспитание умения заниматься совместной деятельностью (так, в первой младшей группе от детей в этом смысле не требуется ничего, кроме умения работать рядом, не мешая друг другу, во второй и средней ребята учатся помогать товарищам, чтобы к старшему дошкольному возрасту прийти к выполнению заданий в парах и мини-группах с распределением обязанностей — все вместе отбирают подходящие по теме картинки, один располагает их на листе, а третий клеит).

Подробнее об организации и проведении занятий по развитию творческих способностей можно узнать из нашей статьи — Как провести занятие по развитию творческих способностей в детском саду.

В дошкольных образовательных учреждениях дети осваивают следующие виды продуктивной активности:

  • рисование (кроме традиционной техники, малыши осваивают целый ряд нетрадиционных — рисование ватными палочками, пальчиками, штампами и пр.);
  • лепку (из пластилина, кинетического песка, полимерной глины, теста);
  • конструирование (в младшем дошкольном возрасте это в основном кубики, природный материал, в среднем и старшем список пополняется моделированием из бумаги, конструкторов);
  • пение, хореографию, театрализованную деятельность;
  • занятия с макетами (этот вид продуктивной деятельности практикуется в основном в старшем дошкольном возрасте, например, когда ребята создают вместе с родителями макет проезжей части и с его помощью отрабатывают ПДД, подключая театрализованную деятельность с картонными куклами).

Введение в практику тех или иных видов продуктивной деятельности (кроме макетов) происходит параллельно начиная с младшего дошкольного возраста. Только формы заданий варьируются в зависимости от темы занятия и уровня развития детей.

Например, при изучении темы «Домашние животные» в средней группе на занятии лепкой мои воспитанники получают задание сделать козлёнка. Фигурку можно сделать объёмной, если малыши хорошо освоили навык раскатывания «колбасок» между ладошек, создания «шариков», умеют сглаживать, прищипывать места соединений.

Если же создание пропорциональных объёмов через «колбаски» и «шарики» вызывает у ребят затруднение, отработать эти навыки я им предлагаю в процессе выполнения поделки на плоскости, то есть разместив её на картоне.

При этом обязательно нужно обсудить с ребёнком недостатки в выполнении элементов (несоблюдение пропорций, неравномерное приложение усилий для прищипывания и пр.).

. Продуктивная активность включается не только в непосредственно образовательную деятельность, и другие виды самостоятельной и совместной деятельности малышей.

На прогулках, например, это реализуется, когда дети делают куличики в песочнице.

А в рамках досуговой активности практика осуществляется тогда, когда, к примеру, малыши старшего дошкольного возраста рисуют наперегонки или вместе с родителями и соревнуются в командах за звание лучшего художника группы.

Подключая к продуктивной деятельности родителей, педагог реализует важную цель образовательного процесса, связанную с вовлечением семьи в ход учебно-воспитательной работы с детьми

Этапы развития продуктивной деятельности в детском саду

В психолого-педагогической и методической литературе выделяется четыре этапа развития продуктивной деятельности детей:

  • накопление и расширение комплекса знаний, умений и навыков в первой младшей группе (дети знакомятся с элементарными формами, получают представление о размерах объектов, например, собирая пирамидку учатся собирать кольца от большего к меньшему, или рисуют линии красками, карандашами и фломастерами, а педагог комментирует различия в толщине и интенсивности цвета);
  • подражание во второй младшей группе (дети на примере взрослых осваивают основные модели творческой деятельности — клеят аппликации, рисуют, лепят и т. д., а также знакомятся с базовыми технологиями в каждом виде деятельности — с монотипией в рисунке, с изображением на плоскости в лепке, с аппликацией из заготовок, а также осваивают сюжетно-ролевые игры, основанные на личном опыте ребят, к примеру, «Дочки-матери», «У врача» и др.);
  • преобразование в среднем дошкольном возрасте (дети выполняют творческие задания по образцу, к примеру, повторяют комплекс из 3–4 танцевальных движений за педагогом, но опираются при этом на свои возможности, поэтому у кого-то это задание получается сразу, а кто-то из-за недостатка чувства ритма не может повторить всю последовательность и с третьего раза);
  • поиск альтернатив в старшем дошкольном возрасте (дети выполняют задание по словесному (!) заданию педагога, например, в рамках закрепления темы «Я будущий первоклассник» рисуют школьные принадлежности — у каждого малыша будет свой набор, способ размещения на листе, цветовая палитра).

. Ни один этап не имеет чётких границ завершения и начала следующего. Так, подражая во второй младшей группе, дети не перестают расширять набор сенсорных стандартов, получая представления об объёмных предметах.

Иными словами, переход от одной ступени развития продуктивной деятельности к другой происходит плавно, и ни один из них не перестаёт быть актуальным в старшем дошкольном возрасте.

К примеру, в подготовительной группе ребята дополняют ряд сенсорных эталонов, знакомясь с метрической системой мер.

Этап подражания и имитации оказывается сквозным для всего периода дошкольного образования

Методы организации продуктивной деятельности

Выделяется четыре метода организации практической деятельности детей:

  • информационно-организационный — обеспечивает восприятие готовой информации (малыши младших групп получают задание с детальной пошаговой инструкцией по выполнению);
  • репродуктивный, углубляющий знания о способах деятельности (освоение разных изобразительных техник);
  • эвристический, требующий от детей выдвижения гипотез относительно решения той или иной проблемы, к примеру, как увеличить размер поделки из каштанов;
  • исследовательский, предполагающий решение многокомпонентной задачи детьми (например, дети рисуют на свободную тему, или тема оговаривается в общих чертах, как в задании для подготовишек «Нарисовать впечатления о лете»).

Приёмы для занятий продуктивной деятельностью

Основными способами взаимодействия с детьми на занятиях продуктивной деятельностью является наглядность.

Таблица: виды наглядных приёмов в практической деятельности

Показ является одним из способов индивидуализации работы, например, если ребёнок испытывает затруднения при выполнении задания

Группа речевых приёмов

Способы взаимодействия этой группы сопровождают наглядные приёмы, мотивируя малышей на выполнение задания.

Беседа

При помощи наводящих вопросов воспитатель помогает детям среднего и старшего дошкольного возраста обобщить полученный при обследовании или наблюдении материал.

В работе с малышами первой и второй младших групп беседа помогает сформировать общее впечатление детей о явлении или объекте, который изображается.

К примеру, во второй младшей группе ребята, получив задание нарисовать яйцо, сначала его обследуют, а затем, отвечая на наводящие вопросы педагога («Яйцо круглое?», «Яйцо одинаковое со всех сторон?» и т. д.), систематизируют свои представления о его форме.

Важно: беседа используется и на начальном этапе работы над заданием (для мотивации через пробуждение любопытства при поиске ответа на вопросы), и на завершающем, когда нужно подытожить тему.

Объяснение

Источник: https://melkie.net/vidy-deyatelnosti-v-dou/produktivnaya-deyatelnost-doshkolnikov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.