Коммуникативное развитие дошкольников. Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста

Статья : «Особенности социально – коммуникативного развития дошкольников».

Социально-коммуникативное развитие детей  относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. 

Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

 Социально коммуникативное развитие направлено на:

–        присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

–        развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

–        становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

–       развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

–        формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

–        формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

–        формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

–   Формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

  Можно выделить следующие типичные особенности:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

     Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

     Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

• Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

• Изобразительная – позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

• Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

• Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

• Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

• Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

• Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

 Ребёнок в современном обществе – это всесторонне развитая личность, способная устанавливать бесконфликтное общение, легко адаптирующаяся в разных ситуациях, занимающая активную жизненную позицию.

И, чтобы достичь этого, нужно научить ребёнка общению – одному из главных видов деятельности человека, устремленному на познание и оценку самого себя через посредство других людей, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте.

Поэтому, новые образовательные стандарты дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию дошкольников, в первую очередь, направлены на достижение следующих целей:

• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых;

• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

• формирование основ безопасного поведения в быту,социуме, природе.

Способность к общению включает в себя:

1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).

2. Умение организовать общение («Я умею!», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.

3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Социально- коммуникативное развитие дошкольников основывается на особенностях каждого возрастного периода.

Первой, возникающей в онтогенезе( 2-3 мес., является ситуативно- личностная форма общения, в основе которой лежит потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослых.

В этот период малыш ещё не владеет никакими приспособительными видами поведения и заимствует социальный опыт через эмоциональное общение со взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей.

Второй появляется ситуативно-деловая форма общения (от 6 мес. до 3 лет, где основной выступает потребность сотрудничества, в рамках ведущей деятельности периода раннего детства – предметно – манипулятивной деятельности.

На этом этапе общение включается в практическую деятельность малыша: ребенок хочет, чтобы старшие вместе с ним включались в занятие с предметами, он требует от них участия в своих делах; при этом содействие взрослого является ведущим.

Переход к дошкольному детству знаменуется и переходом к новой форме общения: внеситуативно – познавательной, которая существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет, и в основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого.

Это связано с тем, что уровень развития мышления, внимания, речи дошкольника позволяет ему расширить границы своего кругозора, проникнуть во взаимосвязь явлений.

Однако возможности ребенка ещё ограничены, и единственным источником знаний, позволяющим получить ответ на волнующие вопросы, становится и остается взрослый.

К концу дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма общения – внеситуативно- личностная.

Эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры: ребенок теперь обращает больше внимания на особенности межличностных контактов, на те взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе у родителей и в кругу их друзей и знакомых, но теперь она имеет самостоятельное значение для ребенка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым, скорее, позволяет ему удовлетворить потребность в познании себя, других людей и взаимоотношений между ними.

Ни для кого не секрет, что в наше время лучший друг для современного ребенка-это телевизор или компьютер, а любимое занятие- просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.

Наблюдая за детьми, можно отметить, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение: слушать собеседника, эмоционально сопереживать, планировать содержание игровой деятельности, использовать вербальныеи невербальные средства общения, решать конфликтные ситуации.

А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Первый опыт отношений с другими людьми становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе- группе детского сада- во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.

Обобщая вышесказанное, следует сделать вывод: детям следует помочь найти эффективные способы общения друг с другом и окружающим, развить коммуникативные умения, создать сплоченный коллектив группы детского сада.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.

      Постоянная, непрерывная работа по всем направлениям  способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка.

Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Список литературы :

1.Бабаева, Деркунская, Римашевская: Образовательная область “Социально-коммуникативное развитие”. ФГОС.

Содержание

2.Конкевич С.В. «Беседы с детьми о Великой Отечественной войне». Издательство «Детство-Пресс»
Серия «Социально-коммуникативное развитие дошкольника»

4. ПРИКАЗ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

5. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С,Комаровой, М.А.Васильевой;

6. Т.Г.Казакова. Изодеятельность младших дошкольников./ М., 2003;

7. Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: ИП, 2009. – 350 с.

8. «Безопасность» Н.Н.Андреева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина

9. «Воспитание детей на традициях народной культуры» В.П. Ватаман

10. «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности» Н.А.Аралина

11. «Правила дорожного движения » Л.Б. Поддубная

12. «Развивающие игры для детей»

З.М. Богуславская

Е.О. Смирнова

13. «Театр МАЛЫШ»»

Е.А. Макарова,

Л.А. Нарышкина

Н.А. Уликова

14.«Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханева

15. «Театральная деятельность в детском саду»

А.В. Щеткин

16. «Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая

Источник: https://infourok.ru/osobennosti-socialno-kommunikativnogo-razvitiya-doshkolnikov-3601720.html

Коммуникативные способности дошкольника – научить общению с детства

Коммуникативное развитие дошкольников. Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста

Дошкольники много времени проводят в общении со сверстниками.

Наблюдая за детскими играми, родители радуются, если их ребенок легко контактирует с окружающими, и тревожатся, если общение не складывается.

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста позволяет своевременно преодолевать сложности и способствовать формированию полноценных отношений со сверстниками и взрослыми.

Формирование коммуникативных способностей в дошкольном возрасте

Речь – универсальное средство коммуникации, помогающее передавать чувства, знания, пожелания. Без слов трудно попросить о чем-то или сообщить о своих намерениях.

Однако малыши в силу своих ограниченных возрастных возможностей таким важнейшим средством только начинают овладевать.

С первых лет жизни ребенок нацелен на общение. Он дружелюбен, улыбчив, охотно идет на контакт. Но, если до трехлетнего возраста малыш пытается взаимодействовать с окружающими, держась за мамину или папину руку, то в дошкольном возрасте ему все чаще приходится обходиться без прямой поддержки взрослого.

Общаясь друг с другом, дети развиваются, приобретают новый опыт. Некоторые из них инициативны, занимают ведущую позицию в игре. Другие откликаются на эту инициативу и принимают предложенные правила. Третьи проявляют наблюдательность и перенимают те формы общения, которые им приглянулись.

Развитию коммуникативной культуры детей способствует помощь воспитателей и родителей. Взрослые поддерживают, подсказывают, как лучше поступить, а также помогают выработать способность к проявлению важных элементов общения, составляющих основу эмоционального интеллекта:

  • Сочувствию и сопереживанию;
  • Умению представить, что ощущает другой;
  • Сдерживанию эмоций (без криков, плача и топота ногами);
  • Пониманию того, что каждый человек индивидуален и может чувствовать по-другому.

Невербальная стадия общения

Невербальное общение – это беседа без использования речи. Данная форма контакта доступна в любом возрасте. Исследователи возрастного развития говорят, что детям свойственно отлично имитировать мимику взрослых, их еще не сковывают рамки условностей и норм.

Особенно важно это умение для установления контакта со сверстниками. В младшем дошкольном возрасте познакомиться и договориться при помощи речи довольно сложно, зато на помощь приходят подручные средства.

Играя рядом в песочнице, дошкольник улыбкой приглашает нового друга делать куличики вместе. Подтвердить это предложение очень просто – протянуть лопатку или формочку. Так же малышам свойственно стремление показать, что они уже умеют. Внимание чаще привлекается прикосновением, а показ песочного замка происходит при помощи рук.

Симпатию и антипатию на этом этапе дошкольникам также проще проявить невербально. Тем, кого они любят, достаются объятия, поцелуи. Взрослые и дети, не пользующиеся расположением малыша, могут увидеть в свой адрес нахмуренный лобик, спину ребенка или даже попытку спрятаться за мамину юбку.

Коммуникативно-речевая стадия

С наполнением словарного запаса развитие коммуникативных способностей у дошкольников ускоряется. Появляются вопросы: «Куда?», «Где?». К невербальным сигналам, приглашающим пообщаться, малыш добавляет простые пояснения: «Моя машина», «Сыпь песок в ведерко».

В 4 года ребенку легко даются повествовательные предложения. Общаясь с другими детьми, дошкольник открывает для себя причастность к сообществу и радостно констатирует: «Мы катаем машинки», «Мы бегаем».

Пятилетние дети способны пригласить сверстника в игру, активно употребляют более сложные конструкции: «Давай играть в магазин, я буду продавать, а ты — покупать».

В общении младших дошкольников бывают и конфликтные ситуации. По большей части, они провоцируются детским эгоцентризмом. Иногда ребенок ни за что не соглашается дать свою игрушку. С другой стороны, есть дети, которые, увидев привлекательную машинку или совочек у другого ребенка, хотят немедленного получить их.

В любом из этих случаев важно, чтобы взрослый пояснял ребенку, как обращаться с просьбой, чтобы друг поделился с ним игрушкой. Необходимо обучать маленьких коммуникаторов принятым вежливым фразам, регулирующим общение.

С пяти лет дошкольник, благодаря развитию связной речи и осознанию важности слов для коммуникации, переходит на более высокую ступень общения. Коммуникативные способности на этой стадии приобретают особую важность.

Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников

Ребенок, который предпочитает проводить время в одиночестве, часто делает это по причинам неумения быть интересным и правильно общаться. Находясь среди сверстников, он может испытывать застенчивость, неуверенность в себе или проявлять агрессивность. Поэтому дошкольное развитие требует выделения значительного количества времени для формирования коммуникативных навыков.

Условия развития способностей к общению подразумевают два взаимодополняющих пути. Первый – активное общение со взрослыми и перенимание их модели общения, стиля коммуникативного поведения. Второй – проведение времени с ровесниками, в течение которого дети постоянно учатся друг друга.

С развитием коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста формируются устойчивые мотивы общения, стремление взаимодействовать, как со взрослыми, так и сверстниками.

Заимствование коммуникативных моделей взрослых

Общаясь со взрослыми, дошкольник развивает основные составляющие коммуникативных навыков. Готовая модель, которую они наблюдают у родственников и воспитателей, позволяет им разобраться в следующем:

  • Когда вступать контакт, то есть, понять, при каких условиях беседы уместны, а когда следует помолчать;
  • Как организовать общение, как решать конфликты, наглядно увидеть эмоциональное сопереживание;
  • Каких норм и правил требует общение, то есть определить для себя границы допустимой резкости, откровенности, шутливости.

Также диалоги со взрослыми – это получение информации о знаниях и культурных ценностях. На примере дети учатся рассказывать, обучаются тому, как сделать свои истории интересными и увлекательными.

Развитие способностей в общении с детьми

Принципиальное отличие коммуникации со сверстниками – это повышенная эмоциональная насыщенность. В этом случае отступают рамки, и дети обучаются быть искренними и артистичными. В их общении присутствуют беспричинный смех, кривляние, громкие высказывания, переходящие в крик.

Таким образом дети экспериментируют, самостоятельно ища способы привлечь к себе внимание без помощи взрослых.

Также в общении сверстников могут присутствовать такие элементы, как:

  • Непредсказуемые сочетания слогов и звуков – попытки создать свой язык;
  • Отсутствие правил;
  • Наличие грубых слов, помогающих выпустить эмоции.

Если беседуя с взрослыми, дошкольник больше спрашивает и слушает, то в разговорах со сверстниками он стремится высказаться сам, даже если для этого приходится перекрикивать других.

Более того, от воспитателей и родителей дошкольник ожидает оценки или новых сведений.

Просто болтая с друзьями, он обучается выражать себя и эмоции, излагать желания, показывать настроение с помощью слов и даже пытается брать на себя функции лидера, демонстрируя инициативность и стараясь управлять остальной компанией.

Средства развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Для целенаправленного развития коммуникативных способностей специалисты выделяют направления, демонстрирующие наибольший результат:

  • Любительский театр;
  • Игровая деятельность.

Развитие способностей коммуникации в театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность помогает детям не только обогатить собственный словарь. Разыгрывая сценки из сказок, превращаясь в одного из персонажей, дошкольник получает возможность посмотреть на окружающий мир другими глазами.

Кроме того, если дошкольник не решается проявить активность в реальной жизни, в условиях театрализованной среды он получает возможность взаимодействовать с другими. Происходит расширение круга общения, нарабатываются навыки коммуникации.

Новые краски, звуки, образы – все это обогащает речь. Во время репетиций ребенок сам не замечает, как начинает более богато интонировать, иначе произносить звуки, более четко проговаривать слова.

Дошкольник, участвуя в театрализованных играх, добивается следующих результатов:

  • Развивает выразительность речи;
  • Расширяет лексикон;
  • Избавляется от телесных зажимов и раскрепощается;
  • Развивает артистизм, уверенность при выступлении на публике;
  • Научается устанавливать контакты с людьми разных возрастов.

Игра как средство формирования коммуникативных способностей

Игра – основной или ведущий тип деятельности у дошкольников, поэтому развитие многих способностей проводится при помощи игровой терапии.

Подвижные игры являются эффективным средством раскрепощения детей, у которых наблюдаются сложности коммуникации.

В подвижных играх уравнивают всех участников, для всех принимаются единые правила, что является важным для вовлечения в действия самых застенчивых и малообщительных детей.

Сюжетно ролевые игры предоставляют возможность одновременно поддерживать ролевые отношения с позиции своего персонажа, а также реальные отношения в качестве партнеров по игре. Поэтому сюжетная игра является такой благодатной площадкой для развития коммуникативных способностей дошкольников.

Дидактические коммуникативные игры нацелены на формирование конкретных умений и навыков, важных для успешного общения:

  • умения устанавливать контакт, то есть располагать к себе;
  • освоения мимики и жестов как средств невербального общения;
  • умения сопереживать;
  • навыков урегулирования конфликтов;
  • выразительности речи.

Комбинация обоих методов, систематически применяемая в дошкольном возрасте, эффективно готовит ребенка к школе и предупреждает возможные проблемы, связанные с построением взаимоотношений с педагогами и ровесниками.

Источник: https://alldoshkol.ru/sposobnosti/kommunikativnye-sposobnosti-doshkolnika

Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников по ФГОС

Коммуникативное развитие дошкольников. Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста

Социально-коммуникативное развитие играет ключевую роль в воспитании детей дошкольного возраста. Оно помогает им войти в общество. Также позволяет общаться с окружающими.

Что такое

Социально коммуникативное развитие, это процесс развития у дошкольников навыков общения с окружающими людьми (знакомство, умение поддержать беседу, решение конфликтных ситуаций). Это определение является весьма условным, т.к. многие авторы формулируют его по-своему.

Развитие детей важно с раннего возраста

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Обратите внимание! Эта тема на сегодняшний день является крайне актуальной, потому что многие дети, несмотря на более младший или старший возраст, испытывают трудности во время коммуникации, как со сверстниками, так и со взрослыми.

Со сверстниками им бывает трудно:

  • установить контакт;
  • включиться в игру;
  • распределить роли в этой игре, часто возникают конфликты.

Со родителями проблема заключается в неумении малыша слышать взрослого, выполнять просьбы, часто встречается неуправляемость.

Разрешение конфликтов, тоже развитие

Задачи

Основной целью социально-коммуникативного развития дошколят является:

  • привитие им навыков общения;
  • знакомство их с традициями российской семьи;
  • усвоение правил поведения в обществе;
  • направление их на позитивное общение.

Основными задачами социально-коммуникативного развития малышей федеральный государственный образовательный стандарт определяет, как:

  • Развитие самостоятельности в жизни и в принятии решений.
  • Увеличение времени, которое дошкольник проводит, общаясь с ровесниками и взрослыми.
  • Развитие эмпатии (чувства сопереживания), отзывчивости, готовности пойти на контакт.
  • Освоение норм, существующих в обществе.
  • Привитие трудолюбия, развитие творческого начала.

Шестой задачей специалисты часто называют развитие целеустремлённости, многозадачности, умении организовывать технологический процесс.

Значение

Коммуникация, это один из самых необходимых навыков для жизни в обществе. К сожалению, в настоящее время в силу определённых причин, у многих детей этот навык развит недостаточно.

К сведению! Одной из причин этого являются родители, которые не уделяют должного внимания ребёнку и не занимаются его воспитанием.

Также причиной могут быть проблемы со здоровьем, мешающие развитию навыков. В результате недостаточного развития коммуникативных навыков, у малыша возникают проблемы:

  • он начинает испытывать трудности в общении;
  • не может влиться в коллектив;
  • не умеет работать в команде;
  • не способен правильно выражать свои эмоции;
  • не может сопереживать.

Необходимо прививать уважение к старшим

Диагностика

Перед началом занятий по развитию коммуникативных навыков, а также в последующем, педагогам важно осуществлять диагностику коммуникативного развития дошкольников. Она заключается в проведении с детьми беседы, наблюдения за ними в ходе выполнения задания, используя дошкольный дидактический материал. Коммуникативное развитие оценивается по трём критериям:

  • Знание ребёнком правил общения с людьми.
  • То, насколько охотно ребенок общается.
  • То, насколько ребёнок умеет слушать, решать конфликтные ситуации, насколько он эмпатичен.

Каждый из этих трёх критериев оценивается по бальной системе, и в итоге коммуникативное развитие оценивается по одному из трёх уровней: высокий уровень, низкий или средний. Утверждает задания педсовет.

К сведению! Исходя из уровня коммуникативного развития, с дошкольником может быть проведена дополнительная работа по улучшению навыков общения, осуществлено планирование дальнейшей деятельности.

Как провести занятие по социально-коммуникативному развитию в младшей группе?

Дети в 2-3 года ещё только начинают осваивать коммуникативные навыки. Для них хорошим вариантом занятия будет разыгрывание ситуации с походом в гости.

Тема: «На День Рождения к зайчику».

Цель: знакомство с правилами и нормами, установленными в обществе.

Оборудование:

  • ноутбук;
  • музыкальные колонки;
  • запись песни;
  • игрушка-машина;
  • игрушка-зайчик;
  • игрушка-подарок.

Поход в гости с ребенком развивает навык общения

Ход (занятие начинается с прослушивания песни «Голубой вагон» и небольшой физкультминутки):

  1. «Ребята, день рождения, это что за день такой? Это день, в который именинник появился на свет».
  2. «День рождения бывает каждый год. Что принято делать, когда у человека день рождения? Поздравлять, желать здоровья, счастья и многого другого, дарить подарки, ходить в гости».
  3. «Давайте сегодня представим, что у этого зайчика День рождения, и он позвал вас всех к себе в гости! Зайчик определил время для нашего прихода (пять часов вечера). К этому времени нам нужно добраться к нему домой».
  4. «Что нам нужно взять с собой? Подарок. Давайте вместе приготовим его, чтобы поздравить зайчика и сделать ему приятно. Оденемся нарядно, приведём себя в порядок и нарядные поедем».
  5. «Добираться мы с вами будем на такси. Когда мы приедем к имениннику, то мы сначала поздороваемся с ним, а потом поздравим».
  6. «Подарок можно вручить сразу, а можно немного позже».
  7. «Расскажите, как вы будете здороваться и поздравлять зайку. Правильно. Здравствуй, зайка! Ещё можно поприветствовать словами: привет и добрый день. Или доброе утро и добрый вечер, если бы вы пришли утром или вечером».
  8. «Какие слова для поздравления можно сказать? Поздравляю с днём рождения, желаю тебе счастья, много сладкой и сочной морковки, зеленой травы. Желаю здоровья и больше радости в жизни».
  9. «После поздравлений, именинник пригласит вас к столу на праздничный обед или просто чаепитие. Знаете ли вы правила поведения за столом? Жевать нужно с закрытым ртом, не чавкая, пить чай, не прихлебывая громко на весь стол, если нужно что-то попросить, то не забудьте добавить „пожалуйста“, а потом сказать „спасибо“. И, конечно же, уходя, попрощайтесь с именинником и оставшимися гостями».
  10. «Любите ли вы свой день рождения? Какие подарки вы уже получали, а о каком подарке мечтаете? Давайте сейчас возьмём цветную бумагу, ножницы, клей, фломастеры и изобразим самый заветный подарок, о котором вы мечтаете».

  Дидактические игры для детей средней группы

Занятие по социально-коммуникативному развитию в средней группе

Дети 4-5 лет способны оценивать свои и поступки окружающих. Для них полезно будет занятие на тему: «Хорошие и плохие дела».

Цель: научить детей оценивать поступки, как свои, так и окружающих.

Оборудование:

  • ноутбук;
  • проектор;
  • доска мультимедийная;
  • музыкальные колонки;
  • запись мультфильма «Крокодил Гена и его друзья»;
  • комплект чёрных и белых шариков.

Оценивать свои поступки необходимо правильно

Ход (занятие начинается с просмотра мультфильма о Чебурашке и разборе поступков главных героев (Чебурашки, Крокодила Гены и Старухи Шапокляк)):

  • «Ребята, какой детский поступок можно назвать хорошим? Тот, который принёс кому-то добро».
  • «Можно помочь маме с уборкой, сходить с папой за продуктами, покормить птиц зимой, помочь бабушке перейти дорогу. После такого поступка настроение поднимается, становится легко и радостно».
  • «А плохое дело, это какое дело? Когда вы обманули доверие близкого человека, солгали, обидели, не послушались. После такого дела настроения нет, стыдно и не хочется играть. Бывает, что плохой поступок мы совершаем умышленно, т.е. специально, а бывает, что огорчаем кого-то случайно».
  • «В любом случае, извиниться никогда не стыдно. Главное сделать это искренне, от всей души. Человек, которого вы обидели, может не сразу вас простить. Это нормально, ведь ему было очень неприятно».
  • «А теперь давайте поиграем в игру „Чёрное и белое“. Рассказывайте поочередно о своих поступках, а группа будет думать, хорошее это дело или не очень. За каждое дело, будете получать шарик чёрный или белый. А в конце посмотрим, у кого сколько шариков получилось. Кто начнёт первый».

Дети 5-6 лет уже довольно хорошо владеют коммуникативными навыками. Могут завязать знакомство с незнакомым человеком, поддержать беседу, умеют сопереживать и решать конфликтные ситуации.

К сведению! Им необходимо эти навыки совершенствовать.

НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе

Коммуникативная деятельность в старшей группе становится более разнообразной и многоуровневой.

Тема: «Путешествие в страну Вежливости».

Цель: дать новые и систематизировать имеющиеся знания о правилах поведения, этикета, принятых в обществе.

  Самостоятельное изучение английского языка с детьми с нуля

Оборудование:

  • нарисованная карта страны Вежливости с отмеченными станциями: городами, деревнями, реками и морями;
  • ноутбук;
  • проектор;
  • презентация;
  • проект;
  • музыкальные колонки;
  • запись мультфильма про поросёнка Фунтика;
  • мольберты;
  • краски;
  • кисти;
  • емкости для воды;
  • бумага.

Занятие начинается с просмотра мультфильма про поросёнка Фунтика и разбора поведения героев. Особое внимание уделяется понятию доброта.

Далее воспитатель совместно с ребятами кидает кубики и, в зависимости от выпавшего числа, попадает на станцию: «Деревня приветствия», «Город поздравлений», «Река прощания», «Море поддержки», «Лес правды», «Гора детская дружба». На каждой станции воспитатель ведёт диалог с детьми, даёт задания.

Второй блок занятия заключается в задании изобразить доброту.

Обратите внимание! Словесные игры в старшей группе также имеют важную роль.

Социально-коммуникативное развитие в подготовительной группе

Для детей 6-7 лет очень актуальна тема дружбы, в подготовительной группе уже хорошо понимают, каким должен быть друг, и чем ценна дружба.

Тема: «Дружба крепкая».

Оборудование:

  • ноутбук;
  • музыкальные колонки;
  • запись песни «Дружба крепкая»;
  • мольберты;
  • пластилин;
  • цветная бумага;
  • клей;
  • краски;
  • бумага;
  • кисти;
  • ёмкости для воды.

Дружба развивает полезные навыки

Ход (в начале занятия педагог даёт послушать дошколятам песню «Дружба крепкая», а потом совместно с ними проводит разбор песни):

  1. «Ребята, какие качества дружбы и друга перечисляются в этой песне? Дружба какая? Крепкая, не заканчивается и не зависит от внешних обстоятельств, не боится проблем».
  2. «А как можно охарактеризовать друга? Друг, это человек, который всегда поддержит, не оставит в беде, не будет досаждать расспросами на неприятные для тебя темы».

Задание по этой теме будет заключаться в том, чтобы нарисовать, слепить или сделать аппликацию своего лучшего друга. А если лучшего друга пока нет, то изобразить его таким, каким хотелось бы его видеть. Потом каждый из ребят расскажет о качествах друга.

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом подходе, т. к. они могут испытывать больше сложностей при общении и могут труднее воспринимать информацию. Для них используется специальная методика и устанавливается своя норма.

Малышам с ОВЗ уделяют особое внимание

Большую ценность на сегодняшний день представляет развитие в России инклюзивного образования.

Благодаря ему, дошкольники с ОВЗ имеют возможность посещать дошкольное образовательное учреждение, в котором с ними проводятся занятия по программе, разработанной с учетом индивидуальных особенностей.

В ДОУ такие малыши наконец-то получают возможность общаться со сверстниками, что напрямую влияет на улучшение их коммуникативных навыков.

Основные принципы успешного формирования коммуникативных навыков:

  • Минимальное количество игрушек, которые будут отвлекать детей от непосредственного общения друг с другом. При наличии большого числа ярких игрушек, дети, и так испытывающие трудности в установлении контакта с окружающими, будут погружаться в игру, меньше обращая внимание на сверстников.
  • Отсутствие оценивания малыша.
  • Запрет на соревновательные игры и состязания, т. к. они направлены на получение оценки от окружающих.

Детям дошкольного возраста, несмотря на наличие или отсутствие проблем со здоровьем, для социально-коммуникативного развития необходимо в первую очередь общение как со сверстниками, так и со взрослыми. Задача родителей состоит в том, чтобы уделять должное внимание крохе и направлять его.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/sotsialno-kommunikativnoe-razvitie

Задачи коммуникативного развития дошкольников и их решение

Коммуникативное развитие дошкольников. Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста

Эффективная социализация ребенка определяет его успех в жизни.

Социально-личностное развитие дошкольников и все задачи, с этим связанные, были актуальны всегда, но особенно важными являются сейчас, когда количество информации зашкаливает, а обмен ею очень быстрый. Чтобы не запутаться и найти себя, каждому человеку нужна помощь в раннем дошкольном возрасте, когда формируется его личность.

Коммуникативное развитие – важный элемент социализации ребенка

Родители в большинстве своем полагаются на различные дошкольные учреждения, в них дети познают основы жизни в современном обществе. Очень важно использовать эффективные методики, которые смогут развить коммуникативные навыки каждого ребенка наилучшим образом.

Основа поведения – эмоциональные состояния

Внедрение навыков коммуникации с другими людьми происходит с помощью игры – для детей дошкольного возраста это оптимальный, наиболее подходящий способ обучения. К тому же она позволяет воспитателям увидеть особенности каждого ребенка и возможные проблемы в коммуникации.

Что такое социально-коммуникативное развитие – определение

Например, одна из самых главных вещей, которой нужно научить дошкольников – это управлять своими эмоциями, поскольку именно эмоциональные состояния определяют поведение индивида; для эффективного развития личности и мозга необходимо научить ребенка распознавать эмоции, их характер, признавать и использовать.

Тогда как положительные эмоции хорошо воспринимаются психикой дошкольников и мотивируют развиваться дальше, то отрицательные вызывают острое неприятие.

Этот пласт эмоций также нужно уметь внутренне принимать, потому что блокирование будет создавать отложения агрессии, обиды и недовольства в подсознании ребенка: они могут выразиться в коммуникативных проблемах и сложностях дальнейшего взросления.

Развитию эмоциональной сферы надо уделять внимание с первых дней жизни

Управляя своими эмоциями, дети смогут преодолевать страхи и неуверенность, осознавать свое поведение, избегать деструктивного и девиантного поведения, не совершать необдуманные поступки.

Также работа по управлению эмоциями способствует социально-коммуникативному развитию дошкольников в том смысле, что они оказываются способными определять душевные состояния других людей.

Начиная с восприятия базовых эмоций, с опытом дети начинают видеть все более сложные состояния; в отдельных случаях это способствует развитию эмпатии (полному чувствованию эмоционального состояния другого человека).

Направления и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников

Существует государственный стандарт, определяющий направления развития дошкольников:

  1. Социально-коммуникативное развитие.
  2. Познавательное развитие.
  3. Речевое развитие.
  4. Художественно-эстетическое развитие.
  5. Физическое развитие.

Задачи социально-коммуникативного развития – расширенное определение

В комплексе они развивают социально-коммуникативные способности дошкольников, желание и возможность взаимодействовать на основе положительного восприятия своего сверстника.

Это достаточно сложная работа, которая начинается с того, что ребенок осознает себя частью большого организма общества, воспринимает себя и своего собеседника в качестве отдельных и самодостаточных единиц (субъектов) общения.

Осознав это, ребенок учится выражать свои мысли и эмоции с помощью разных средств: визуально, словесно, с помощью жестов и мимики. Дети осознают, что они общаются друг с другом на одном языке (во всех смыслах), что способствует углублению взаимопонимания.

После этого дошкольников знакомят с более сложными нормами поведения и жизни в человеческом обществе (наличие определенных ролей в отношениях, профессий и т.д.).

Общение в семье – первый этап социально-коммуникативного развития

Поскольку все это происходит в форме различных игр, дети принимают новые сведения легко и естественно. Разработана целая система игровых упражнений, которая включает в себя:

  • индивидуальные занятия;
  • групповую работу;
  • интегрированные упражнения.

Эта деятельность позволяет развивать в детях желание и умение сотрудничать, делиться опытом, взаимодействовать в команде, легко выражать свои мысли и решать разные задачи. Игры стимулируют мыслительную, познавательную, исследовательскую, изобразительную, конструктивную и многие другие виды деятельности, нужные для развития успешной личности.

В детском саду дети учатся общению со сверстниками

Игры помогают устранять у дошкольников проблемы с коммуникацией, перерабатывать психологические блоки, помогать выражать свои мысли и эмоции в конструктивной форме, полезной всей группе.

Проблемы развития коммуникативности у современных детей

Но главная задача дошкольного коммуникативного развития – пробудить в ребенке желание общаться.

Как известно, общение является важнейшей потребностью человека, без которой он перестает быть человеком; именно в способности взаимодействовать друг с другом и заключается особенность человеческой цивилизации. Без общения невозможно контактировать социально, найти свое место и предназначение в жизни. Это основополагающая деятельность для всех остальных видов деятельности.

Игра и коммуникативное развитие – взаимосвязаны

Понятие эффективного общения состоит из 4 составляющих:

  • желать взаимодействовать с окружающими людьми;
  • знать нормы и правила поведения, воспринимать социальные роли в обществе;
  • уметь общаться, слушать, воспринимать эмоции, сознательные и бессознательные сигналы от других людей;
  • разрешать любые конфликты в общении.

Несмотря на то, что все это кажется вполне естественным, в современном мире увеличивается количество маленьких детей с проблемами в развитии коммуникативных навыков.

Логопедические игры потомают наладить речевую коммуникацию

Это ведет к тому, что поведение дошкольников становится все более неуравновешенным: они оказываются не способными взять под контроль свои эмоции, нормально общаться со сверстниками, осваивать речь и др. Все это конечно влияет на развитие интеллектуальных способностей и проводит к пугающему отставанию в нормальном развитии все большего процента детей.

Ответственные родители – залог успешного развития ребенка!

Именно поэтому имеет принципиальное значение своевременная помощь работников дошкольного образования – нужно отдавать своих детей в специальные учреждения вовремя и активно поддерживать их социализацию.

Дело в том, что этот процесс напрямую зависит от воздействия родителей, которым ребенок доверяет абсолютно. Именно влияние родителей первично в отношении социального развития своего дитя. Исследования и статистика показывают, что если мать и отец ответственны и компетентны, то и сам дошкольник намного активнее включается в общественную жизнь и взаимодействие с людьми.

Общение с ребенком в семье – основа социально-коммуникативной адаптации в обществе

Также и наоборот: низкий уровень речевого развития возникает в первую очередь из-за недостаточности коммуникации в семье, так называемом «личном опыте». Это влияет на интеллектуальное и творческое развитие дошкольников.

Таким образом становится ясно, что для социально-коммуникативного развития детей одинаковое значение имеют и работа родителей, и воспитателей в учреждениях. Более того, эти два пункта тесно взаимосвязаны друг с другом.

Успешные результаты в развитии социально-коммуникативных навыков у дошкольников закладывают основу для раскрытия творческого потенциала, нахождению своего места в мире и построения успеха в жизни.

Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/kommunikativnoe-razvitie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.