Анализ почерка как инструмент психодиагностики человека. Что дает наука о почерке

Анализ почерка как инструмент психодиагностики человека. О чем говорит почерк человека

Анализ почерка как инструмент психодиагностики человека. Что дает наука о почерке

Заглянуть в тайны чужой души и читать в ней, как в открытой книге, мечтают многие. На самом деле мечты эти не бесплодны. Для того чтобы узнать характер человека, не обязательно обладать экстрасенсорными способностями. Современные науки дают возможность разгадать чужие тайны, не прибегая к магии.

Так, графология изучает зависимость почерка от характера человека и, хотя ее многие все еще считают псевдонаукой, достигла потрясающих результатов. Так что на вопрос, можно ли определить характер по почерку, утвердительно отвечают все больше представителей научного сообщества.

Немного истории

Первым связь почерка и характера человека заметил римский историк Светоний, который еще в первом веке нашей эры в своих трудах, посвященных жизнеописанию Октавиана Августа, обратил особое внимание на его почерк. Спустя столетья свет увидела работа К. Бальбо, в которой он рассуждал о необычном способе узнавать «обычаи и качества» человека – по его письму.

Однако первые попытки систематизировать знания и наблюдения о зависимости характера человека от его манеры писать были предприняты лишь во второй половине XIX века родоначальником графологии Ж.-И. Мишону. По его инициативе выпускались журналы, посвященные вопросам графологии, создавались сообщества людей, увлеченных ей.

Интересны эксперименты, которые были чуть позже поставлены биологом В. Прейером, который внушал людям под гипнозом, что они имеют разные характеры и просил что-либо написать. Оказалось, что вместе с «изменившейся» личностью менялся и почерк.

Значительное внимание изучению связи манеры письма и наклонностей человека уделила Р. Визер. Внимательный анализ почерка 700 преступников позволил выявить наличие общих элементов.

Сегодняшние графологи утверждают, что могут определить по почерку не только характер человека и его эмоциональное состояние в момент письма, но и пол, возраст, привычки (), склонность к наркомании и другие вещи, о которых сам пишущий может даже не подозревать.

Графологи считают, что во время письма мозг посылает к руке определенные импульсы. Они индивидуальны, поэтому и почерк человека индивидуален.

Даже если человек одно послание пишет в спешке, в момент сильного эмоционального возбуждения, а другое письмо «выводит», находясь в спокойном и безмятежном состоянии, почерк его останется узнаваемым.

С первого взгляда может показаться, что это два разных почерка, но если приглядеться, то окажется, что многие элементы начертания букв, их соединения, расположения на строке и другие параметры почерка остаются неизменными. Получается, что есть в почерке каждого некий индивидуальный код, по которому можно расшифровать и его характер.

О каком характере свидетельствуют разные черты почерка?

На 100% точно определить характер человека по почерку невозможно, но все же некоторые представления о нем его записки наверняка дадут.

Особенно если они написаны в разное время, в разном эмоциональном состоянии: сравнение записок поможет выявить наиболее характерные особенности письма испытуемого.

При «дешифровке» послания обращать внимание следует на расположение строк, поля, соединение букв, их размер, начертание и нажим.

Строчки могут подниматься вверх или спускаться вниз, располагаться волнообразно Особенно это заметно, если текст написан на нелинованном листе.

Расположение строк в первую очередь говорит о том, насколько написавший их человек уверен в себе:

    Если строчки направлены под наклоном вверх, то «перо», выводившее их, находилось в руках человека решительного, честолюбивого.

    Если строчки спускаются вниз, то выводит их человек неуверенный и сентиментальный.

    «Прыгающие» строчки свидетельствуют о способности человека приспосабливаться к ситуации.

    «Волнообразные» строки, спускающиеся, затем поднимающиеся говорят о том, что писавший их привык доводить начатое до конца.

Соединение букв тоже может о многом рассказать:

    Разорванные буквы на бумаге оставляют люди импульсивные, чаще всего полагающиеся на интуицию. Они живут сердцем, и их жизнь трудно назвать скучной. Предположить, что взбредет им в голову, не возьмется никто.

    Если слова выглядят написанными в спешке, когда одни буквы соединены, другие стоят разрозненно, то писавший их, скорее всего, отличается умом и сообразительностью, умеет быстро находить решения и брать инициативу в свои руки.

    Если все буквы тщательно соединены между собой, то обладатель такого почерка с большой долей вероятности отличается логичностью рассуждений, живет головой.

    Каллиграфический почерк, как правило, принадлежит человеку аккуратному, сильно зависимому от чужого мнения, несамостоятельному.

Форма и размер букв, их начертание также заслуживает внимания:

    Круглые буковки у дипломатов.

    Угловатые у эгоистичных или независимых людей.

    Мелкие буковки у замкнутых личностей.

    Крупные – у широких душой.

    Знаки разного размера – сигнал неуравновешенности и отсутствия душевной гармонии.

Если только испытуемый не левша, присмотритесь к наклону:

    Сильный наклон вправо – вы имеете дело с целеустремленной личностью

    Без наклона пишут упрямцы.

    Разный наклон говорит о том, что послание оставлено капризной натурой.

Кое о чем расскажет и нажим:

    Слабый нажим характеризует легкую натуру.

    Сильный нажим указывает на то, что записка написана эгоцентричной личностью .

Даже поля могут указывать на некоторые черты человека:

    Широкие поля слева оставляют скупые.

    Широкие поля справа оставляют щедрые.

Для чистоты эксперимента не помешает обзавестись несколькими образцами почерка человека. При этом нельзя забывать, что полной уверенности в точности определения характера быть все же не может, поэтому не спешите ставить на людях ярлыки. Все же о характере в большей степени говорят дела, а не манера выводить буквы.

Оказывается, почерк может многое рассказать о человеке. Психологи утверждают, что благодаря графологии, науке о почерке, можно определить пол, возраст, характер человека, а также его настроение и душевное состояние.

Во многих американских кампаниях при приеме на работу руководители проводят на собеседовании с кандидатом специальный письменный тест, в результате которого можно определить пригодность человека к той или иной деятельности.

Науку о почерке широко применяют и в криминалистике: порой преступника выдает его манера написания слов.

Если вы хотите побольше узнать о человеке, обратите внимание на то, как он пишет. Расшифровка личности по почерку происходит в несколько этапов. Возьмите любую вашу тетрадь, в который вы писали от руки и давайте узнаем, что почерк может сказать о вас.

Размер и расположение букв это первое на что следует обратить внимание. Мелкий почерк может говорить о человеке рационального склада ума. Крупный почерк – знак открытости, наивности, мягкости и честности. Если буквы в словах сильно сжаты, то это означает, что человек консервативен и практичен. Почерк размашистый выдает человека предприимчивого и находчивого.

Степень наклона букв это второе, на что психологи советуют обратить внимание. Небольшой наклон влево обозначает небольшую долю эгоцентризма. Такой человек ставит свои интересы выше общественных.

Если наклон букв влево сильный, то эгоцентризм просто зашкаливает. Этот индивидуум не приемлет другие точки зрения. Сильный наклон вправо указывает на целеустремленность и амбиции.

Если почерк вообще не имеет наклона, то это может означать упрямство и непоколебимость.

Направления строк может рассказать много информации о характере и мышлении человека. Когда лист, на котором пишет человек, не разлинован (не имеет ни клеточек, ни линий), строки написанные от руки не бывают идеально горизонтальными. Строчки, которые поднимаются вверх, указывают на оптимиста. Также это может быть признаком завышенной самооценки.

Если строки скатываются вниз, то человек во всем привык видеть только плохое. Он недооценивает свои способности и намеренно принижает себя перед другими. Если строчки прыгают то вверх, то вниз, представляя собой волну, то это говорит об авантюризме, непостоянстве и легкомысленности.

Если строчки практически ровные и прямые, то это признак объективности и рассудительности.

Посмотрим на соединение букв. Если все буквы друг с другом связаны, это выдает в человеке его прямую натуру и способность мыслить логически. Буквы, не соединенные между собой, являются признаком хорошего воображения, фантазии и духовности.

Форма букв также имеет большое значение. Угловатые буквы – знак эгоизма и самонадеянности. Буквы круглой формы говорят о мягкости и компромиссности.

Особое место в графологии занимает расшифровка личных подписей. Если в подписи присутствует много петелек и завитушек, то ее обладатель – человек творческий и любознательный.

Подпись, запечатленная в круг говорит о человеке замкнутом и скрытном. Подчеркнутая подпись – признак находчивости, силы духа и уверенности.

Если росчерк зачеркнут, то его обладатель наделен большим количеством энергии.

Источник: https://drivehelp.ru/analiz-pocherka-kak-instrument-psihodiagnostiki-cheloveka-o.html

Анализ почерка как инструмент психодиагностики – Психологос

Анализ почерка как инструмент психодиагностики человека. Что дает наука о почерке

Анализ почерка скрывает в себе многие возможности и важную информацию. Чтобы понять причины информативности почерка, попробуем простыми словами объяснить то, что открыли давно и особенно интенсивно исследовали в прошлом веке, ученые в данной области.

Всем, что с нами происходит: нашим сознанием и подсознанием, любыми действиями, руководит единый центр – мозг. Без причин не происходит ничего. Все особенности нервной и остальных, действующих в нашем организме систем, обязательно будут отражаться на физиологическом, моторном, а то и болевом уровне.

Мозг управляет и определяет нашу способность к концентрации, к ориентации, запоминанию, способность реакций в разных ситуациях. Именно наши врожденные особенности определяют основной тип мышления, восприятие, определяют нашу психосоматическую конституцию.

Вопреки попыткам внушать нам обратное в советскую бытность, когда генетика и графология назывались «лженауками», — как уже давно известно — человек не рождается «чистым листом», из него невозможно «слепить идеального человека».

Более того, смею добавить: наша сознательная воля, желание, какие-то внешние факторы отнюдь не являются основной частью всей личности, это – только малая видимая часть целого «айсберга», основной массив которого неизменен и покоится в толще океана подсознания и врожденных особенностей.

Как было сказано, наш мозг и личность оставляют свою «печать» во всех внешних проявлениях, в телодвижениях и т.д. Наглядной аналогией этого принципа, только в микро-масштабе, является наш почерк.

Взаимосвязь между мозгом и моторикой тела известна и используется ещё с древних времен: особые положения кисти, пальцев рук при медитации, релаксации, при такой популярной сегодня данс-терапии обусловлены отнюдь не случайностью или эстетическими соображениями. Так можно посылать в мозг желаемые импульсы, — ведь это постоянно делает сам мозг – он оставляет следы происходящего внутри него, через тело, во всем (в частности, в почерке), подобно подробному рентгеновскому снимку.

Анализируя почерк, специалисты используют знания физиологии, моторики и психологии. Мозг не даст солгать или скрыть что-либо, т.к. любое проявление внутреннего неблагополучия будет давать разного рода помехи в почерке: рука дрогнет, движение исказится, а иногда – возникнет невольное микродвижение, собьется скорость или нажим…

Один интересный пример – так называемые «белые дыры». Ими называют те части листа, что оставлены чистыми. Опытные графологи знают, что ничего не происходит без причин, — да и я, обучавшаяся у них, Ваша покорная слуга, не перестаю убеждаться в их правоте, — все действительно работает и подтверждается.

Эти «белые дыры» в рукописном документе, письме или листе бумаги — есть ни что иное, как «черные дыры» подсознания! Иногда видно, как «вылезающее» подсознание буквально поглощает человека, как он чувствует себя буквально парализованным в некоторых областях жизни, оторванным, отчужденным, и без всяких объективных на то причин, глубоко одиноким, непонимающим и непонятым…

Белые «черные» дыры имеют свои интерпретации, в зависимости своего расположения.

В анализе почерка очень важное значение имеют стороны, направления. Например, у каждого из четырёх «полей», обрамляющих текст, есть свое значение. Кроме того, анализ почерка исследует личность в трех измерениях, а не двухмерно: высота, ширина и глубина.

Как ни странно, но от руки почти ничего не зависит, она — лишь инструмент нашего мозга: именно МОЗГА в целом — не столько сознания. Это подтверждают и исследования под гипнозом (когда внушенные возраст, разные человеческие качества или эмоции подтверждали известные закономерности).

Ученые смогли «перевести» на графологический язык многие известные в психологии типологии и понятия (специальность графолога в Израиле требует академического образования и предусматривает основательную подготовку по другим направлениям психологии. Прим. ред.).

Например, определять сенсорику-интуицию, логику-эмотивность, экстраверсию-интроверсию студентов графологии уже учат в рамках официальной учебной программы. Что касается Юнга, автор и сама обучалась, в частности, по преобразованной американской системе 16 психотипов Майерс-Бриггс. Графологи используют и другие типологии: Фрейда, Ле Сенна, Маслоу, Одема и др.

Однако я предпочитаю Юнга, т.к. его типология хорошо и быстро «работает» в анализе почерка. На моем сайте есть «уроки графологии по Юнгу».

Психодиагностика по почерку является настоящим «лабораторным анализом» личности и она хороша тем, что:

а) системна и позволяет применять типологический подход,

б) её несомненным преимуществом является решение извечной проблемы любого психологического типирования – фактора субъективности в самом процессе типирования (с обеих сторон), к такой психодиагностике невозможно подготовиться или представлять, как примерно должно «ответить» такому человеку, как он (по его мнению), также – диагностироваться можно много раз, не опасаясь, что человек к чему-то уже «привык» или «слышал».

в) такая психодиагностика также не зависит и от каких-либо иных, не осознающихся помех, которые могут исказить картину его ответов или реакций: он мотивации человека, его самочувствия, настроения, усталости.

  • Примечание: особого внимания заслуживает тот факт, что в отличие от других методов тестирования, графологический анализ индивидуален: использование типологий — лишь предварительный этап. После того, как базовый психотип (точнее, типологические пропорции) личности установлен, картина личности дополняется определением неповторимых, присущих только ей, штрихов, особенностей развития, отклонений или проблем. Важно понять, что реальные люди редко в точности подходят под описание психотипов в чистом виде. Часто человеку присуще свойства нескольких типов.

Кроме того, определяющими моментами в личности часто могут стать лежащие за рамками определения психотипов как таковых, черты (это могут быть неврозы, психологические травмы, религиозные установки или убеждения, особенности воспитания, влияние среды.). Анализ позволяет определить и уровень жизненных сил, сексуальных притязаний и удовлетворённости данного человека.

Несколько слов о влиянии таких факторов, как пол и возраст в почерке. Почерк раскрывает не столько внешние, фактические данные, сколько нутро человека.

Поскольку в большинстве случаев они совпадают, есть хороший шанс определить пол и возраст.

Однако важно сказать, что хороший шанс – ещё не гарантия, и бывают исключительные случаи, когда «внутренние» данные противоречат внешним, поэтому знание фактических данных может открыть что-то очень важное о человеке.

Оговорившись и отказавшись от обобщений, все же опишем «типичные женские» и «типичные мужские», «типичные юные, зрелые и старые» почерка.

От обычной, среднестатистической женщины можно ожидать бОльшую округлость и полноту букв, бОльшую степень связанности, меньшее количество острых углов и резких росчерков, форма неупрощенная, возможно с украшениями, «разгонами», глубокими «гирляндами», разброс высоты (верхних и нижних отростков) меньше, почерк выглядит «гармоничнее» или более эстетичен, чаще у женщин – лучшая читабельность.

Мужчины пишут часто мельче или резче женщин, выделяются угловатости, острые штрихи, «палки», упрощенность форм (иногда от букв остается «скелет»), часто плохая читаемость, прямонаклонность почерка. Если представить крайности, то «женственность» пишет кругами, а «мужественность» – штыками. Но крайность – не норма, и излишняя гибкость также нехороша, как и излишняя жесткость.

Женский почерк (почерк автора статьи):

Опять же, обобщая, можно сказать, что юношество, ищущее себя и беспокойное (психологически и гормонально) обычно пишет неустойчиво, меняет размер и наклон букв бессистемно, то исчезает, а то слишком силен нажим и цвет линий, непостоянство в большинстве графических признаков.

Ещё юношеский почерк называют почерком «запретного плода»: человек невольно ощущает свои сильные внутренние импульсы и страсти, но или пугается, стыдится их, или не знает, куда направит свою энергию.

Почерк то кругл и широк, то узок, часто встречаются какие-либо усложнения и запутанности, или «оборванность» в нижней зоне букв (нижние отростки), ассоциирующихся с ID, подсознаниями и первичными потребностями. Зрелый почерк характеризует постоянство в большинстве показателей.

Старческий – сломленные линиии, внезапно пропадающие линии и продолжения букв, дрожание, низкая скорость письма, моторные нарушения. Несмотря на все сказанное, все же не стоит обобщать, каждый человек индивидуален, несмотря на свой пол, возраст и даже психотип!

В качестве дополнительного подтверждения или дополнения графологическому заключению, графологи применяют и графические, проективные, цифровые и др. тесты.

Анализ почерка является мощным инструментом психодиагностики. Сказанное выше дает лишь базовое представление о возможностях этого инструмента.

Образец №1

Описание почерка:

Бросается в глаза крайнее отклонение данного почерка от стандарта, диктуемого прописями. Он по сути сама изобретает свои, неповторимые элементы, находит необычные «гениально простые» решения в связывании букв.

Для этого почерка характерна нитеобразность и изменчивость форм. Динамика и живость движения соседствует с чрезмерно увеличенными расстояниями между словами, буквами и строчками.

Обращает на себя внимание мелкий размер, отрывистость и упрощенность почерка.

Автор почерка – одаренная личность, с особо развитой редкостной интуицией и острым умом. Он способен отлично ориентироваться в любых жизненных ситуациях, предвидит ход событий на несколько этапов вперед. Неожиданности и перемены никогда не застанут врасплох автора почерка.

Ему присуще изобретательное, любознательное и быстрое мышление, рациональный и проницательный подход. Новые идеи, остроумие и находчивость. Однако бросается в глаза очень сильная интроверсия в сочетании с чувствительностью натуры.

Человек испытывает трудности в выражении своих чувств, все свои сильные и богатые переживания держит в себе. Обладателя почерка тянет к импровизациям, всему новому, новым знаниям и областям науки и всему, что дает пищу богатому воображению.

Это, в сочетании с очень быстрым мышлением и восприятием делает для этого человека все обыденное или банальное, привычное и рутинное, либо заранее определённое (так желанные для многих людей других типов, вещи) – в скучнейшую пытку! Из-за этого бывает нетерпелив. Мыслит глобально. Непрактичен.

Не “пробивной”. Именно такой – легко и не задумываясь променяет бытовой или материальный комфорт на перспективу интересной деятельности, саморазвития, интеллектуальные ценности.

Интровертированный Логический Интуит. Высокий уровень развития личности. Развиты все вспомогательные функции, осознает свои слабые места, “выезжает” на рационализации происходящего, проницательности и подконтрольной воле.

В данном почерке функции проявляются следующими признаками:

Сочетание мелкого размера букв, слабого нажима, больших расстояний между словами, зажатости центральной части букв.

Размеренное расположение слов и промежутков, частичная раздельность письма, большое расстояние между строками, прямой наклон, большой “разброс” высоты (выдающиеся верхняя и нижняя зона букв).

Нитеобразность и изменчивость форм, колебание в наклоне и основании букв. Максимальная упрощенность (почти не буквы, а намеки на них), слабый нажим, тонкие линии. Нестандартность и импровизация в стиле, межбуквенных пространствах и в связях между ними. Много “пустот”.

Образец №2

====

====

Описание почерка:

Наиболее заметные особенности данного почерка – крупный размер, интенсивность и сила нажима, а также нарушение границ между строками: расстояния между ними имеют тенденцию к уменьшению, в то время как происходит экспансия и «вмешательство» нижних отростков предыдущей строки на территорию последующей. Стилизованность, форма, угловатость и другие признаки указывают на сниженную скорость письма.

Автор почерка – личность заметная и весьма доминантная. Такой человек имеет сильную волю, не сомневается ни в себе, ни своем авторитете. Находясь в преклонном возрасте, он также полон жизненных сил и оптимизма, как и в молодости. Исключительно практичен, реалистичен и серьезен во всем.

Он имеет хорошие руки – талантлив к прикладным или физическим занятиям, обладает техническими способностями. Может «всё»: и дом построить и семью накормить. Он очень основателен и критичен к себе и окружающим, иногда до педантизма.

Справедлив, но строг и частенько ведёт себя авторитарно, подсознательно копируя поведение своего строгого отца. Его характеризует вдумчивость, обстоятельность, он не позволит себе ни слова, ни поступка – без предварительного обдумывания последствий.

Надежен, насколько только может быть надежен человек: и в разведку, и доверить государственную тайну – только такому. Обычно желает, чтобы его слово или мнение – было решающим. Автор почерка несколько прост, не утончен ни внешне, ни интеллектуально.

Не использует и не понимает тонкого юмора, со стороны может казаться или «слишком серьёзным и важным», или наивным и «неуклюжим» в отношениях. Если он с вами дружит – вернее и надёжнее товарища не найти, он станет вам настоящей «защитой и опорой».

Экстравертированный Сенсорный Логик. Средний уровень развития личности. Временами проявляется вспомогательная функция.

В данном почерке функции проявляются следующими признаками:

Общая доминантность почерка на бумаге, практически отсутствие полей, крупный размер букв и акцент на центре букв, уменьшенные расстояния между словами (меньше среднего – норма между словами равна примерно двум буквам рассматриваемого почерка).

Малые (тесные) промежутки между строками, буквами. Развитая и акцентированная нижняя зона букв, “налезания” этой зоны на соседние строки. Интенсивность, сильный нажим.

Ритмичность, размеренность, сниженная скорость письма, частичная раздельность, подробность формы, читаемость, пунктуация и организованность.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/analiz-pocherka-kak-instrument-psihodiagnostiki

Анализ почерка как метод диагностики личности

Анализ почерка как инструмент психодиагностики человека. Что дает наука о почерке

Перед прочтением статьи, попробуйте ответить на три вопроса.

  • Все учились по одинаковым прописям, но почерки у людей разные. Почему?
  • У людей разные почерки, но при этом есть схожие. Чем это обусловлено?
  • Сможете ли вы писать абсолютно другим почерком, если просто захотите этого?

Возможно, с этих вопросов 5 веков назад началось зарождение графологии как науки. Ну а ответы на эти вопросы вы узнаете далее по тексту.

Прежде всего, письмо от руки по своей сути является психомоторным актом. Психомоторика отражает уровень физического и психического развития, развитие речи, особенности конституции и воспитания. Движения в психомоторике объясняются действием не осознаваемых человеком рефлекторных механизмов. То есть процесс письма это не полностью контролируемый нами процесс.

Психическое состояние человека проявляется в движениях — походке, осанке, жестах, голосе, мимике. Поэтому, даже не будучи диагностом или психологом каждый может считывать информацию с другого человека: настроение, самочувствие, иногда намерения.

Внешние невербальные проявления тела практически не контролируются сознанием, поэтому говорят о настоящем отношении человека, дают возможность распознать ложь.

Основываясь на том, что в действиях или выборе человека содержится отражение его психологического состояния, было разработано множество проективных тестов: рисуночных, психографических, даже цветовых.

По тому же принципу, движение руки дает огромный пласт информации о психологии человека. Особенности работы нервной системы отражаются в моторике при письме, так как, по сути, движением руки управляет наш мозг.

Изменчивость почерка

В процессе взросления люди наблюдают, что почерк постоянно меняется. По-другому и быть не может ведь развитие, обучение, пережитый опыт оставляют отпечатки в нашем сознании и бессознательном.

Также вы можете заметить, что в состоянии напряжения ваш почерк меняется. В определённых условиях рука как бы не слушается.

Но при этом нельзя сказать, что почерк меняется полностью, ведь ядро личности остается.

Некоторые люди утверждают, что умеют писать разными почерками, отсюда делают вывод, что вряд ли графология может показать особенности личности, а значит, графолога легко обмануть. Действительно кажется, что легко изменить почерк и ввести специалиста в заблуждение.

Но дело в том, что “не графолог” не подозревает, какие параметры подвергаются анализу. Есть признаки, которые больше всего бросаются в глаза. Их человек и решает изменить. Обычно — это размер, угол наклона, ширина букв.

Действительно, таким образом можно волевым усилием исказить почерк «до неузнаваемости», но только для не специалиста.

Во-первых, в таком образце будет отчетливо виден сознательный контроль, искусственность, остановки движения, что будет учтено в заключении.

Во-вторых, эти признаки по отдельности и в комплексе дают минимальное представление о личности. Их значение снижается именно из-за возможности сознательного контроля.

В-третьих, вы можете проверить, что невозможно одновременно сознательно контролировать написание более двух-трёх признаков почерка.

Если же все-таки захотите попробовать провести графолога и усомниться в достоверности метода, я могу вас научить.

Вам предстоит контролировать все нюансы таких параметров письма как: характер организации на листе, характер формы букв, характер движения, скорость, степень контроля и расслабления, степень однородности, поля с четырёх сторон, размер букв, вертикальный разброс, особенности нижних и верхних отростков, расстояния между строк, направления строк, расстояния между словами, расстояния между буквами, ширину почерка, угол наклона, характер нажима, степень слитности, характер заключительных штрихов и т.д. Даже Юлий Цезарь умел делать только три дела одновременно.

Самое главное, графолог не делает выводы по одному признаку. Изучением признаков и сопоставлением с чертами характера занимались самые первые исследователи, предположившие наличие такой взаимосвязи.

Научная графология изучает совокупности признаков, симптомокомплексы.

Только на основании наличия взаимоподтверждающих групп признаков можно сделать достоверное заключение о наличии какой-то черты характера.

Графология в России

Вы так мало слышали о графологии потому, как графология в советское время была объявлена псевдонаукой, точно также как сейчас решили, что гомеопатия не является наукой.

Получилось, что отставание русскоязычной графологии измеряется почти целым веком. Но в мире, графология развивалась несмотря ни на какие идеологические пристрастия.

Ознакомиться с историей мировой графологии помогает единственный русскоязычный Институт графоанализа Инессы Гольдберг

Изучение почерка как признакологии началось ещё в 16 веке. Это как раз те первые попытки сопоставить отдельный признак и качество личности. Пред-графологами были Иоанн Уарте Сан-Хуан (1575). Камилло Бальди (1620). Иоганн Каспар Лафатер (1777) Адольф Хенце (1850), Ханс Буссе (1903), В.Прейер (1895), Евген Швиделанд (1883 Г.)

Начиная с 1870-х исследованиями почерка занимались ученые, ставшие графологами с мировыми именами.

Жан-Ипполит Мишон (1806-1881): 1872 — «Признаки почерка», «Труды по графологии», «Графология», 1875 — «Система графологии», 1878 — «Графологическая методика», 1880 — «I Международный графологический конгресс».

Жюль Крепье-Жамен (1885-1941): («Анализ признаков почерка и их общие характеристики: жанры, виды и режимы») 1885 — «Практические труды по графологии», 1887 — «Почерк и характер», 1-е издание, 1896 — ” ” (4-е издание),1896 — «Почерк», 1925 — «Азбука почерка», 1926 — «Элементы почерка без ошибок».

Людвиг Клагес (1872-1956): 1912 — «Введение в понятие скорости», 1917 — «Почерк и характер». Макс Пульвер (1889-1952): 1931 — «Символизм пространства», 1950 — Швейцарское Графологическое Общество (SSG).

С научными обоснованиями применимости графоанализа можно ознакомиться на сайте Института Графоанализа по ссылке.

В заключении отметим неоспоримые преимущества графоанализа как метода психодиагностики.

  • Графоанализ — глубокое исследование почерка, которое даёт информацию о характеристиках личности на уровне бессознательного, в том числе определяющих поступки человека. Если любая типология, делая глобальные обобщения, делит человечество, на n условных типов, то графология способна определить тонкие индивидуальные особенности внутри каждого типа.
  • Исключение субъективности тестируемого, когда в тесте человек отвечает на вопросы, опираясь на мнение о себе, иногда приукрашивая или недооценивая свои качества и поведение. Таким образом, к графоанализу невозможно подготовиться, а также случайно исказить результаты.
  • Не требуется присутствие испытуемого. Для анализа достаточно предоставить несколько образцов почерка по правилам подачи и ожидать результатов.

В качестве дополнительного подтверждения или дополнения графологическому заключению, графологи применяют графические, проективные, цифровые и другие тесты.

Таким образом, анализ почерка является мощным инструментом психодиагностики с широкими возможностями применения.

Максим Васильченко,
графолог

Источник: https://analizpocherka.ru/analiz-pocherka-kak-metod-diagnostiki-lichnosti/

Анализ почерка как инструмент психодиагностики личности

Анализ почерка как инструмент психодиагностики человека. Что дает наука о почерке

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Прикамский социальныйинститут
Психологический факультет

Рефератпо «Психодиагностике»

натему «Анализ почерка, как инструментпсиходиагностики личности»

Выполнил студент4 курса специальности «Психология»ТорховаАнна Михайловна
Проверил БередниковаЕкатерина Эдуардовна

Пермь, 2010

Введение 4

Анализ почерка, как инструмент психодиагностики человека 5

Психодиагностика личности на основании подписи 9

Заключение 13

Список используемой литературы 14

Введение

Почерк связан со всемсуществом человека, с условиями егожизни, работы, с его нервной системой,поэтому наша манера писать носит насебе такую же несомненную печатьиндивидуальности, как и все, с чем намприходится соприкасаться“.

Гете.

Анализпочерка как инструмент психодиагностикичеловека, является уникальной единицейизучения личности человека.Ценность такого метода великакак для потребностей бизнеса, партнерскихотношений или подбора кадров, так и длянужд частного человека.

Действительно, это, правда: анализпочерка скрывает в себе многие возможностии важную информацию.

Всем, что происходит с человеческимподсознанием, любыми действиями,руководит единый центр — мозг. Безпричин не происходит ничего. Всеособенности нервной и остальных,действующих в организме систем,обязательно будут отражаться нафизиологическом, моторном, а то и болевомуровне.

Мозг управляет и определяетспособность к концентрации, к ориентации,запоминанию, способность реакций вразных ситуациях. Именно врожденныеособенности человека определяют основнойтип мышления, восприятие, определяетпсихосоматическую конституцию.

Вопрекипопыткам внушать обратное в советскуюбытность, когда генетика и графологияназывались «лженауками», — как ужедавно известно — человек не рождается«чистым листом», из него невозможно«слепить идеального человека».

Нашасознательная воля, желание, какие-товнешние факторы отнюдь не являютсяосновной частью всей личности, это —только малая видимая часть целого«айсберга», основной массив которогонеизменен и покоится в толще океанаподсознания и врожденных особенностей.

Анализ почерка, как инструментпсиходиагностики человека

Взаимосвязь между мозгом имоторикой тела используется еще сдревних времен: особые положения кисти,пальцев при медитации, релаксации, такойпопулярной сегодня данс-терапииобусловлены отнюдь не случайностью илиэстетическими соображениями.

Так можнопосылать в мозг желаемые импульсы, —ведь это постоянно делает сам мозг —он оставляет следы происходящего внутринего, через тело, во всем (в частности,в почерке), подобно подробномурентгеновскому снимку. Анализируяпочерк, специалисты используют знанияфизиологии, моторики и психологии. Мозгне даст солгать или скрыть что-либо,т.к.

любое проявление внутреннегонеблагополучия будет давать разногорода помехи в почерке: рука дрогнет,движение исказится, а иногда — возникнетневольное микродвижение, собьетсяскорость или нажим.

Психологическое исследованиеписьма складывается из следующих этапов:

  1. Подготовка к исследованию,

  2. Выявление характерологических признаков,

  3. Их систематизация в группы признаков,

  4. Оценка аналитических данных и вывод.

Подготовка к исследованиювключает получение знаний по психологиии типологии личности, изучение и уяснениепредыдущего теоретического материалапо совокупности признаков, характеризующихписьменно-речевой навык каждого лица.

Психодиагностика по почеркуявляется настоящим «лабораторныманализом» личности и она хороша тем,что:

  • Она системна и позволяет применять привычные для классический психологии и психоанализа, типологический подход. Однако дополнительно к определению психотипа человека дает и специфическую, конкретную информацию об индивидууме, выходя за типологические рамки.

  • Ее несомненным преимуществом является решение извечной проблемы любого психологического типирования – фактора субъективности в самом процессе типирования (с обеих сторон), к такой психодиагностике невозможно привыкнуть.

  • Такая психодиагностика также не зависит и от каких-либо иных, неосознающихся помех, которые могут исказить картину его ответов или реакций: от мотивации человека, его самочувствия, настроения, усталости.

  • Не требует присутствия испытуемого.

Анализ почерка является мощныминструментом психодиагностики.

Существует зависимость междунекоторыми признаками почерка иопределенными индивидуально-психологическимиособенностями.

-Нажим – зависитот характера внешних эмоционально –волевых проявлений личности.

Сильный – присущие таким личностямвнешние эмоционально-волевые проявлениявыражаются в соответствующей активнойи заметной другим жестикуляции иартикуляции, повышенной физическойактивности

Слабый, недифференцированныйнажим встречается у тех людей, у которыхвнешние эмоционально-волевые проявленияносят “бледный”, не яркий, бедныйхарактер, жестикуляция выражена слабо.

-Направление наклона (наклон)как признак связывается с теми чертамихарактера человека, которые отвечаютза внутреннюю волевую возбудимость иее вариативность, настойчивость,осуществляющие в границах волевойсферы.

Соблюдения человеком (с определеннойнезначительной вариативностью)общепринятого наклона при письмесвидетельствуют о достаточной силеволи. (рис. 1,2.)

Рисунок 1

Рисунок  2

Типичные почерки девушек-подростков.Тенденция левонаклонности в сочетаниис округлостью, связанностью истилизованностью. Небольшой разбросвысоты, сосредоточенность на центреформ. Преобладание движений «вовнутрь».Контроль формы за счет потери в скорости

Авторы почерков – сосредоточенныена себе и своих субъективных чувствахличности. Им присуще принятие решенийи поведение – в соответствие скорее счувствами, нежели с рациональностью.Также – чувство протеста, в том числе– родительскому влиянию.

Со сторонытакие девочки кажутся упрямыми илиэгоистичными, тогда как на самом деле– это лишь их попытка добитьсяавтономности, самостоятельности,взрослости и отмежеваться от опеки ивлияния родителей, все чаще воспринимающихсвою дочь как ребенка.

Также – характернаозабоченность своим имиджем, статусом.

-Такой признак как украшениебукв завитками и дугами, петлеобразнаяформа движений при выполнении построчныхи надстрочных элементов строчных букв,украшения и увеличенный размер заглавныхбукв связан с демонстративными качествами,склонностью уделять внимание внешнимформам. Поэтому такое яркое украшениепочерка главным образом должно встречатьсяу демонстративных лиц. Они будут старатьсяи в почерке показать свою необычностьи неординарность (действительную илимысленную)

Вместе с тем, украшение почеркапризнаками, которые ухудшают егоэстетический вид, связано с такой чертойхарактера как глупость, которая носитдемонстративный эгоистическийхарактер.(рис.3)

Рисунок 3

Почерк узкий — зажатый,правонаклонность, форма букв угловатая.Связанность, но короткие окончанияслов. Падающие строчки. Ход строчек,однако, тоже неровный. Нажим — среднийдо сильного. Отсутствие правых «полей»,текст идет «сплошной массой».

Автор почерка – молодая женщина,которая всеми силами старается «держатьсяна плаву», но похоже , это ей не оченьудается. Она живет не ради удовольствия,не ради себя – а ради одного моральногодолга, понятий «надо», «обязана». Этоличность, крайне критичная к себе ,готовая на самопожертвование.

Психодиагностикаличности на основании подписи

Подпись – это особенно четковыработанное условно рефлекторноедвижение, которое остается без измененийдаже при некоторых органическихпоражениях головного мозга, в результатекоторых страдает весь почерк. Подпись– это своеобразное отражение сгусткавсего того, что есть в человеке, егоестественная печать, выражающая всёестество.

Как правило, у человека естьнесколько вариантов подписи – основнаяили «парадна», которая используетсядля особо важных документов (например,для деловых контрактов).

Если длина подписи значительно(на одну треть и больше) превышает длинуфамилии, написанной в тех же условиях,то можно говорить о том, что эта личностьимеет завышенную самооценку и уровеньчестолюбия.

При слишком длинной подписив сравнении с длиной фамилии речь можетидти о наличии такого качества какскрываемое пренебрежение по отношениюк другим людям, особенно тем, кто занимаетболее низкое социальное и материальноеположение.

Короткая подпись свидетельствуето недостаточной самооценке, заниженийсвоих умений и достижений. Кроме того,подпись, которая короче фамилии можетсвидетельствовать об ослабленномфизическом состоянии, излишней скромности,доходящей до боязливости.

Если высота заглавных букв в 2 иболее раза превышает высоту строчныхбукв (рис. 4), то хозяин подписи –честолюбивый,уверенный в себе человек, в какой – томере может быть тяжелым в споре, посколькусчитает свое мнение единственноправильным. У него должны быть хорошоразвиты коммуникативные склонности,умение организовывать работу и нестиответственность за ее выполнение.

Рисунок 4

Росчерк прямой, четкий,горизонтальный (рисунок 5) принадлежитлюдям, которые не любят открывать свойвнутренний мир без надобности. Онискорее скрытны, чем открыты. В тожевремя, они не производят впечатлениезамкнутых, некоммуникабельных личностей.

Рисунок 5

Большую роль в интерпретацииподписи играет анализ ее общегонаправления.

Так, поднимающаяся вверх подпись(центробежная), у которой начало находитсявизуально ниже на листе, нежели ееокончание (рисунок 8.), являетсясвидетельством таких качеств какоптимизм, жизнедеятельность, энергичность,честолюбие, хорошее настроение.

Рисунок 6

Встречаются очень мудрёные иукрашенные подписи (рис. 7.). Украшаютсяони всякими завитками, дугами, титлами,которые гармонично вписываются вподпись, визуально делают ее краше, новместе с тем, являются как бы лишними.

Чем больше таких украшений, тем большеу человека демонстративных, а порой иистеричных качеств, наносного и показногов поведении. Такие люди обычно эгоистичны,требуют к себе повышенного ни чем необоснованного внимания.

Рисунок 7

Анализируя подпись необходимообратить внимание на написание начальныхбукв.

Если начальная буква подписисоответствует начальной букве фамилии,то можно говорить о простоте, можетскромности человека, соответствиизапросов реальным возможностям.

Если начальная буква замысловатая,представляет собой соединение инициалов,в том числе и любимых лиц – замкнутость,скрытность. Такие люди недоверчивы,избирательны в дружбе.

Распространенныетипажи

Скряга – транжир: Степень щедростиможно определить по расстоянию междубуквами. Если оно значительное, то передВами расточитель.

Если буквы в подписи“налезают” друг на друга, то этоуказывает на экономность и даже наскупость. Можно даже узнать, в какойпериод человек более щедрый: сразу жепосле получения денег или позднее.

Этозависит от того, в каком участке подписирасстояния между буквами больше – вначале или в конце.

Теоретик – практик: Мысленноподелите подпись пополам. Первая половинапоказывает склонность к умственнойдеятельности, вторая к практической(физической). Если в начале подписи стоятдве-три заглавные буквы, при отсутствиикрупных образований во второй части,можно с уверенностью сказать, что человекотдает предпочтение умственному труду.Если же все обстоит, наоборот – передВами чистый практик.

Свободолюбивый – зависимый: подлине хвостиков (росчерков) в концеподписи можно судить о том, как человекреагирует на попытки вмешательства вего дела. Чем длиннее росчерк, темнетерпимее автор к приказам и замечаниямв его адрес. Короткие хвостики – упослушных, легко поддающихся влияниюлюдей

Добрый -злой: У добрых, спокойныхлюдей в подписи более округлые буквы,чем у вспыльчивых и раздражительных.Угловатые буквы говорят о стремлениик независимости, агрессии, лидерству,честолюбии.

Идеалист – прагматик: Мелкиебуквы характеризуют человека рационального,приземленного и мелочного. Большиебуквы – мечтательного, наивного,доверчивого.

Тактик – стратег: Владельцыразмашистой подписи – стратеги, Онимыслят глобально, комбинаторно, системно,не вдаваясь в детали. В их числе – крупныеруководители и общественные деятели.Подпись компактную,

Скрытный -болтливый: если началоподписи крупное, а затем идет на убыльили превращается в волнистую линию –значит автор скрытный, дипломатичный.У тех, кто не умеет хранить секреты,наоборот подпись начинается с мелкихбукв, а к концу подписи увеличивается

Заключение

Таким образом, анализируя подписьчеловека, Вы получаете достаточноширокий спектр информации о нем исоответственным образом можете влиятьна эту личность в интересах совместногодела, отказаться от того, чтобы взятьна работу того, чьи психологические идругие качества не соответствуютопределённым нормам.

Впрочем, необходимо отметить,что анализ подписи дает ничтожномаленькую толику информации о личностипо сравнению с той, которую можнополучить, проводя исследование почеркав целом.

Списокиспользуемой литературы

  1. Метод графологической психодиагностики личности / Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – СПб., 2004. С.190-205.

  2. Кулганов В.А., Юначкевич П.И. Метод графологической психодиагностики личности / Детский психолог: Вып. 12. Ростов-на-Дону, 1996.

Источник: https://works.doklad.ru/view/syMA6zVIp84.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.